Дизайн среды
Образовательное направление
Дизайн среды
Преподаватели направления
Александр Джикия, Михаил Лабазов, Михаил Лабазов-младший, Наталья Немова, Илья Соболь
ИНТЕРВЬЮ С АЛЕКСАНДРОМ ДЖИКИЕЙ
Три ипостаси дизайнера среды — поэт, строитель и психолог
Куратор специализации «Дизайн городской среды» Александр Джикия — о дизайне среды, обучении в Школе дизайна и перспективах профессии.
— Что такое Дизайн среды? Как объяснить суть профессии школьникам, которые только выбирают будущую профессию?
Александр Джикия:
— Для простоты понимания, я бы добавил уточняющее слово: Дизайн среды ОБИТАНИЯ. То есть, дизайн любого пространства, в котором находятся люди в самых разнообразных ситуациях. Идёт ли речь о дизайне квартиры, подъезда, территории перед домом, автобусной остановки, галереи современного искусства, музея, кафе, ресторана, фасада здания, стадиона и т. д. и т. п. Речь идёт также о создании совершенно необычных пространств, связанных с новыми, ранее не существовавшими видами деятельности (это, пожалуй, самое интересное, что можно себе представить).

Таким образом, человек, занимающийся дизайном среды, оказывается вовлечённым в работу, которую чаще всего не может осуществить самостоятельно. Будучи, несомненно, главным творцом, придумщиком, создателем проекта, дизайнер зависит от пожеланий и финансовых возможностей заказчика, а также от исполнителей, которые воплощают его проект в жизнь.

если изобретать велосипед каждый раз заново, в итоге может получиться звездолёт
— Расскажите подробнее о своей специализации «Дизайн городской среды». Что это значит? На чем будет сделан акцент в обучении?
— Данное направление, как следует из названия, занимается дизайном пространств общественного пользования. Перечислить все существующие виды общественных пространств я не возьмусь, но можно себе представить их огромное разнообразие, связанное со сферами нашей жизнедеятельности, локализующимися в соответствующих учреждениях: транспортных, медицинских, учебных, спортивных, развлекательных, образовательных, торговых, религиозных, общественного питания, и так далее. Все эти и масса других родов деятельности требуют определённо обустроенных пространств, которые, в свою очередь, не бывают без дизайна. Соответственно, мы можем говорить о дизайне стадиона, парка, музея, арт галереи, ресторана или небольшого бутика, а также о тысячах других интересных объектов среды.
— Насколько важно на этапе обучения принимать участие в профессиональных конкурсах?
— Участие в профессиональных конкурсах является одной из форм существования дизайнера в этом мире. В принципе, есть целая категория дизайнеров, художников, скульпторов, архитекторов, которые большую часть своей жизни посвящают именно участию в конкурсах. Победы в таких конкурсах иногда делают дизайнеров всемирно известными. Но даже само участие, безусловно, развивает у студентов ответственность за свою работу, учит работать на дедлайн, и вообще, с моей точки зрения, очень позитивно влияет на профессиональный рост.

ИНТЕРВЬЮ С НАТАЛЬЕЙ НЕМОВОЙ
Потребность в специалистах, умеющих гармонизировать окружающую среду и делать жизнь комфортнее и красивее, будет только расти
Куратор специализации «Дизайн интерьера» Наталья Немова — о профессиональных компетенциях, студенческих проектах и роли личных качеств для успешной карьеры.
Что такое Дизайн среды? Как объяснить суть профессии школьникам, которые только выбирают будущую профессию?
Наталья Немова: Дизайн интерьера — это работа по созданию комфортного, безопасного, красивого пространства, удобного для учебы, работы, отдыха, жизни.
Мы большую часть своей жизни проводим в интерьерах различного назначения, объема и разного эмоционального воздействия. В жилом помещении нам должно быть комфортно, уютно и спокойно. В кафе или ресторане должно быть интересно, а аппетит наш не должен исчезать из-за «ядовитого» цвета стен или неправильно подобранного освещения. В театре, на концерте, в клубе — возможны впечатляющие интерьеры, а в аудитории, офисе — помогающие сосредоточится пространства.

Меняется ли содержание профессии со временем или это фундаментальное образование?
Содержание профессии конечно же меняется — появляются новые специализации: например, 3D-визуализатор, «светодизайнер», дизайнер-флорист интерьерных растений, дизайнер-комплектатор, и, наверное, с дальнейшим развитием технологий будут появляться и другие узкие специалисты, хотя раньше архитектор, спроектировавший здание, проектировал и интерьер, и мебель — все вплоть до дверных ручек. Так же меняются и требования к профессионалу: сейчас все реже можно увидеть «ручную» подачу проекта, появилась необходимость освоения множества компьютерных программ, помогающим чертить, моделировать, оформлять и презентовать проекты, выстраивать макеты как отдельных предметов, так и помещений, зданий.

Расширяется и набор компетенций — приходится учитывать огромное количество факторов, составляющих комфортность окружающей нас среды: различные инженерные системы, «умный дом», освещение становится многообразнее, интереснее и уже может быть самостоятельным элементом дизайна, а также появляется огромное разнообразие современных конструктивных и отделочных материалов. Но сразу хочу успокоить потенциальных студентов: вам не придется рассчитывать сечения, габариты и мощности инженерных коммуникаций — это зона ответственности смежных специалистов, но иметь понятие о структуре здания, его несущих, несомых и ограждающих элементах необходимо, так же, как и знать о существовании систем жизнеобеспечения здания и факторов, влияющих на создание комфортной среды.
В чем роль дизайнеров интерьера? Насколько они сегодня востребованы?
В России рост популярности профессии начался в конце 80-х годов прошлого века, а с распадом СССР рухнули границы, стали доступны современные отделочные материалы, мебель, освещение, а главное — импортные журналы с красивыми интерьерами, мебелью, показывающие, что можно жить не в стандартных одинаковых интерьерах, а в интерьерах, имеющих свое «лицо», стиль, образ.

Это способствовало тому, что профессия приобрела популярность, и она продолжает расти. В связи с количественным и качественным ростом предложений производителей интерьерной продукции, а также из-за увеличивающейся сложности современных технологических решений, без которых уже невозможна наша жизнь, будет только расти потребность в специалистах, умеющих гармонизировать окружающую среду и делать жизнь комфортнее и красивее. Процесс строительства и отделки — дорогое удовольствие, а правильно поставить задачу, найти оптимальное решение, разобраться в море отделочных материалов, соединить всех смежников могут только профессионалы.
Востребованность в профессионалах большая. Надо сказать, что дизайнер интерьеров всегда найдет себе работу по специальности.
Расскажите немного о процессе обучения на профиле?
Наталья Немова: Во время обучения студенты изучают все, что необходимо знать и уметь дизайнеру интерьера:

- работа с пространством, знание основных современных строительных и отделочных материалов;
- понятие о современных инженерных системах;
- общение с заказчиком, составление договоров и тех.заданий;
- делать обмеры (в том числе сложных помещений);
- определение стилевой направленности интерьера;
- креативное эскизирование;
- проектирование;
- составление коллажа будущего интерьера;
- 3D-визуализации;
- составление проектной документации;
- ведение авторского надзора, работа с партнерами, поставщиками, строителями и подрядчиками.

Интервью с Михаилом лабазовым и Михаилом лабазовым-младшим
Пора людям вернуть себе город
Кураторы магистерского профиля «Территориальный брендинг и дизайн городской среды» архитекторы Михаил Лабазов и Михаил Лабазов-младший — об «идеальной среде», о том, чему научатся студенты, и о том, почему выпускники профиля нужны городу.
— Расскажите, почему сейчас новая программа «Территориальный брендинг и дизайн городской среды» особенно актуальна?
Михаил Лабазов:
— Наша программа — возможность совместно разобраться в причинно-следственных связях и проблемах, которые накапливаются в городе. Мы проанализируем, почему нам некомфортно жить в городе, почему все стремятся купить дачу или загородный домик, а в городе — стараются существовать в машине, чтобы находиться на улице по минимуму. Изначально город появился как результат воли населения и, естественно, был создан удобным для людей, но каким-то образом в какой-то момент первопричина ушла на второй план, и сейчас налицо — непонимание городом проблем, которые есть у его жителей. Поэтому очень перспективно — привлекать активную часть населения к развитию города.

Михаил Лабазов-мл.:
— Мы чувствуем, что жить в городе некомфортно, а почему и какие есть пути решения проблемы на разных уровнях — визуальном, коммуникационном, тактильном — как раз и есть те вопросы, на которые мы хотим ответить в рамках обучения.
— Кем станут выпускники новой программы?
Михаил Лабазов:
— Мы надеемся выпустить людей думающих и понимающих весь процесс от начала и до конца: как устроено пространство и что с ним сделать, чтобы добиться определенных результатов.

Михаил Лабазов-мл.:
— Есть большая проблема: кто-то (в том числе, городские власти) заказывает архитекторам и дизайнерам городские проекты, а результат часто получается плохим, даже не в связи с низким профессионализмом исполнителя, а из-за формулировки технического задании, которое выдается изначально. То есть наши выпускники смогут работать как в дизайн-студиях, так и на стороне заказчика-города, а в идеале — создадут объединяющую и заказчика, и исполнителя ячейку, которая будет не только понимать суть, цели и средства проходящих в городе процессов, но и управлять ими.
Мы хотим превратить нашу программу в единое пространство анализа и принятия решений, которые станут реальными проектами
— Как именно будет проходить обучение — что должен знать такой всесторонний профессионал?
Михаил Лабазов:
— В программу курса войдут блоки по архитектуре, дизайну среды, проектированию и территориальному брендингу. Конечно, параллельно студенты будут изучать компьютерные дизайн-программы. К тому же, у нас есть договоренности с представителями Высшей школы урбанистики — они поделятся методиками анализа пространства — это их специфика. Сейчас в городе, к сожалению, результаты анализа и практические действия редко связаны, а мы хотим попытаться превратить нашу программу в единое пространство анализа и принятия решений, которые станут реальными проектами.

Михаил Лабазов-мл.:
— Мы начнем с того, что в течение первого года выполним сначала простой проект на тему городской мебели (любого объекта городского дизайна — например, скамейки). Сначала студенты создадут ее в вакууме, а потом нужно будет найти в городе конкретную локацию специально для нее. Это довольно простая задача, но одновременно и хорошая возможность понять, что могут студенты, а что надо изучить дополнительно. Второй проект — это обратная история: мы выберем место в городе, а через его анализ создадим ТЗ, что этому месту нужно, чтобы стать более комфортным и привлекательным для людей, и по этому ТЗ сделаем форму для конкретной локации — тоже не сильно больше, чем городская мебель (беседка или скамейка). Конечно, все стадии анализа студент проходит под нашим кураторством.

Михаил Лабазов:
— Третий модуль посвящен созданию идеальной городской среды: студент должен будет определиться, что для него означает «идеальная среда» — что должно в ней присутствовать, а чего не может быть ни в коем случае. Все получившиеся проекты мы соберем в одно масштабное идеальное место. Мы понимаем, что у каждого человека идеальная среда может быть своей, но в этом и интерес — находить решения, которые могут в себя принимать порой взаимоисключающие требования. Правила игры студенты выработают сами — единственно правильного ответа в этом случае нет. Четвертый проект — это работа с конкретным местом по аналогии с проектом второго модуля, но в более крупном масштабе.
— Почему отдельно выделен блок по территориальному брендингу?
Михаил Лабазов:
— Городская среда — это не каждый объект по отдельности, а совокупность мест, пространств, социумов. Существует так называемый «дух места» — что-то, что отличает это конкретное место от других, а территориальный брендинг может позволить уловить направление развития этого места.
Городу нужны люди, которые бы понимали или хотя бы думали, что понимают, что необходимо изменить
— Что вы ждете от абитуриентов — как написать мотивационное письмо, чтобы вам понравиться?
Михаил Лабазов-мл.:
— В идеале мы хотим увидеть эссе на тему «Город», которое раскроет видение абитуриента о том, как сделать город более комфортным.
— Обязательно ли абитуриентам обладать какими-то специальными навыками: например, рисованием?
Михаил Лабазов:
— Городу нужны люди, которые понимали бы или хотя бы думали, что понимают, что необходимо изменить — для этого необязательно уметь рисовать, ведь не хватает как раз умных организаторов. Самая большая угроза — как раз излишний профессионализм, он часто приводит к замыливанию проблем, так что никаких особенных компетенций мы от своих абитуриентом не ждем. Каждый в силу своего жизненного опыта заточен на какие-то задачи, поэтому с человека, который думает и пишет, нельзя спрашивать рисунок — и наоборот. Но если соединить вместе человека, который думает и пишет, с человеком, который рисует, то получается убойный результат.

Михаил Лабазов-мл.:
— Пора людям вернуть город себе, но не только на хипстерском, но и на системном уровне. Одних велодорожек недостаточно, но стоит только начать — и станет понятно, что даже незначительные с первого взгляда изменения могут иметь значительные последствия. Как акупунктура — можно избавиться от серьезной болезни, правильно выбрав точку, на которую нажать.
Когда выйдет новая статья, мы вам сообщим
Новости Школы дизайна
У нас много новостей, но вам мы будем присылать только самые интересные. Еженедельно.
Made on
Tilda