Дизайн и современное искусство
Образовательное направление
Дизайн и современное искусство
Преподаватели направления
Протей Темен, Арсений Сергеев, Александр Журавлев
ИНТЕРВЬЮ С ПРОТЕЕМ ТЕМЕНОМ
Художник может соединять все со всем
Мультимедийный художник, куратор профиля «Дизайн и современное искусство» Протей Темен — о том, есть ли искусство после Пикассо, какая связь между холстом и программированием, как художнику презентовать себя и каких специалистов ждет рынок актуального искусства.
Как возникла идея создать новый профиль?
Протей Темен:
Мы с Арсением Мещеряковым несколько лет обсуждали проект запуска профиля, связанного с современным искусством. Концепция наконец созрела, — и теперь мы открываем профиль «Дизайн и современное искусство».
Уже со второго курса студенты смогут либо углубиться в актуальное искусство, либо в более традиционные практики. В рамках специализации, связанной с актуальным искусством, ребята будут заниматься мультимедийными проектами, новыми технологиями и использовать наработки современного искусства, а во втором направлении — «Изобразительное искусство» — больше внимания будет уделено более традиционным практикам, живописи и графике.
Первый год станет активной подготовкой «с нуля» к тому, чтобы на втором курсе сделать свой собственный выбор. За первый год студенты реализуют четыре больших проекта, научатся вести длительные проекты, узнают, как работает концептуальный подход, и освоят цифровые средства разработки. Это позволит им приблизиться к более узкому пониманию профессии.

в современном искусстве многое происходит на пересечении технологических вещей
— Не рискованно ли открывать профиль, связанный с искусством, в университете «Высшая школа экономики»?
Протей Темен:
В Москве школы современного искусства существуют скорее как второе высшее образование, куда нужно приходить с определенным багажом и практикой. А мы — государственный университет, мы ждем 17-летних ребят, только что окончивших школу, и не претендуем на мгновенное смещение мировоззрения, а скорее готовим к выходу в контекст, рассказываем, объясняем. Студент получает полноценное комплексное образование, осваивает профессию с чистого листа. Уже на первом курсе он получает набор необходимых дизайн-инструментов: трехмерную графику, верстку, анимацию, проектирование пространства — это будет главной составляющей программы, что на самом деле большая редкость, хотя в современных практиках художнику они очень могут помочь в работе. Формат практических заданий будет непосредственно связан с параллельным изучением истории искусств ХХ–ХХI веков.
— Как будет проходить обучение на профиле?
Протей Темен:
У большинства школьников история искусства заканчивается на Пикассо. Поэтому мы делаем акцент на истории искусств и арт-практике, на этих предметах студент ознакомится с контекстом и вопросами современного искусства, узнает, чем оно отличается от модернизма, поймет, как читать работы современных художников, а также изучит смысловое поле, в котором ему предстоит работать. Арт-практику будут вести мои хорошие друзья, кураторы и искусствоведы Саша Журавлев и Алина Глазун. Они реализуют со студентами проекты, связанные с аналоговыми инструментами. Таким образом, студент сможет за первый год получить достаточно широкий спектр навыков, понять, что ему ближе: кто-то уйдет в графику, кто-то выберет видео, но все без исключения уже получат навык работы с технологической стороной творческого процесса через определенный набор заданий.
Наша задача — сформировать у студента образ современной культуры со всех сторон: моды, среды, дизайна, искусства, а главное — обозначить основы синтетической профессии, где человеку нужно соединить и мысль, и навык.
— На профиле вы будете готовить не только художников, но и кураторов. Как это практически осуществимо?
Протей Темен:
Кураторская практика начинается с понимания и формирования концепции, потому что в профессии художника невозможно что-то сделать, не обладая концептуальным мышлением. В Школе дизайна предусмотрен предмет «Кураторское мастерство», который ведет Мария Калинина. Со студентами мы проводим выставки, например, с третьим курсом реализовали проект "Кола и орешки" и организовали 16 выставок за год. Студентам пришлось делать по проекту в две недели, и каждый из них на это время становился куратором — задавал тему и контекст выставки, а остальные — делали работы, и все это выставлялось в нашей мастерской Школы дизайна.
Сейчас мы работаем над реальной практикой в городских галереях, а пока мы готовим нашу школьную галерею, которую планируем открыть уже этой осенью для выставок студенческих работ.
вокруг не осталось чистых видов деятельности, ты немного журналист, фотограф, дизайнер — потому что нужно сделать афишу к выставке и написать текст, и неплохо бы разбираться в устройстве интернета
— То есть обучение на самом деле находится на стыке искусства, дизайна и программирования?

Протей Темен:
В дизайне программирование не является первичным навыком, но для увлеченных у нас в Школе дизайна в этом году открывается отдельный профиль «Дизайн и программирование». Какую бы должность в мире дизайна и искусства ты ни занимал, современность требует обладания определенным инструментарием, и это — программы. Например, на профиле «Анимация и иллюстрация» в этом году мы убедились, что, обладая интересом и инструментарием, ребята уже через полгода обучения могут сделать интересный и насыщенный анимационный фильм. Поэтому очень важно овладеть инструментами, и учитывая синтетичность современного искусства, не важно, в каком формате ты будешь эти инструменты применять.
— Будут ли востребованы выпускники профиля?
Протей Темен:
Рынок современного искусства в России — конструкция очень неоднозначная и подвижная. Но независимо от возраста и направления художника стопроцентно работающих стратегий успеха не существует. Самоощущение художника не привязано к рыночной ситуации, поэтому мы выпускаем из Школы дизайна свободного профессионала. За четыре года обучения студент становится готовым к тому, чтобы войти в профессию и понять, какая из рыночных сфер ему ближе. Мы позволяем обрести навыки создания инсталляций, работой с мультимедиа или традиционного изобразительного искусства.
Моя профессиональная жизнь уже больше 15 лет устроена так, что я с разных сторон подхожу к различным темам, переключаюсь с одной на другую. Я занимался выставками, картинами, анимаций и брендингом. Такой же разносторонний взгляд на свои возможности, современный и свободный мы будем рады увидеть у наших студентов. Вокруг не осталось чистых видов деятельности, ты немного журналист, фотограф, дизайнер — потому что нужно сделать афишу к выставке и написать текст, и неплохо бы разбираться в устройстве интернета, чтобы собрать портфолио и рассказать о своих работах.Важно понимать, как связаны отдельные части культуры — это избавляет от стереотипов, потому что ты как художник можешь мешать все на свете.
— Как бы вы описали своих студентов?
Протей Темен:
У каждого студента есть внутренние предрасположенности. 10 человек, находясь в одной и той же комнате и занимаясь одними задачами, оказываются 10 разными личностями с 10 разными пристрастиями и умениями. Роль художника, его ценность — отличие. Невозможно назвать двух одинаковых студентов в нашей Школе, они все очень разные — это доказательство того, что при обучении никакой стереотипизации не произойдет, а скорее наоборот — желание найти свою правду дает позитивный результат. У каждого художника своя химия.
— Что нужно знать абитуриентам?
Протей Темен:
Отличие профиля от остальных направлений в том, что мы даем студенту пул из 10 тем для вступительных испытаний, а он самостоятельно выбирает формат. Мы не задаем жестких ограничений, просто определяем границы диапазона, в которых абитуриент может проявить свободу. Темы — это «поэзия», вдохновение, они могут стать ключом зажигания, который включит идею. Профессия художника сильно связана с рефлексией, чтобы работать, нужно чтобы тема трогала душу, ты должен быть искренне заинтересован в том, что делаешь. При выполнении вступительного задания важно понимать, что определенного решения и правильного ответа — нет и не может быть. Важно искать ауру работы, ту искру, которая есть у любого предмета в искусстве, и которая необъяснима.
— Требуется ли от поступающих умение рисовать?
Протей Темен:
Для поступления в Школу дизайна необязательно иметь за плечами художественную школу. С первого курса учащиеся профиля будут заниматься рисунком в рамках самостоятельных часов. Для нас рисунок — это просто один из возможных навыков, наравне с другими.
Новости Школы дизайна
У нас много новостей, но вам мы будем присылать только самые интересные. Еженедельно.

Кураторы профиля «Гейм-дизайн и виртуальная реальность» об игростроении как исследовательской работе, о генеральном замысле игры и о новых программных средствах.

Елена Китаева — о телевизионном дизайне, необходимости выходить за рамки удобных решений и о воспитании нового поколения дизайнеров.

Виктор Горбачев — о о том, как попал в профессию, о коммерческой и художественной фотографии, о процессе обучения в Школе дизайна и о том, почему фотографу важно чувствовать.