Виктор Горбачев:
Это сложный вопрос. Занимаясь коммерческой фотографией, ты привыкаешь к тому, что твоя работа живет очень недолго. Ведь это либо рекламный макет («наружка» или интернет), который живет максимум год, либо периодическое издание, чей срок вообще два-три месяца. Потом этого просто не существует. Кроме того, коммерческий продукт — всегда неизбежный компромисс между желанием клиента и твоим внутренним видением. Вообще, мне всегда очень не нравится то, что я делаю. Мне нужно пару месяцев вообще не смотреть на готовый проект, чтобы потом увидеть другими глазами и подумать «блин, как круто!». А съемки, которые я делал пять-семь лет назад, наоборот — сейчас мне дико нравятся, потому что ты уже не помнишь, что у тебя было в голове в тот момент, и начинаешь читать работы как зритель — и оказывается, что в них много всего скрыто. А проекты, которые снял только что, кажутся поверхностными и пустыми, потому что ты очень погружен и в них все очевидно.
На самом деле, самый любимый мой фотографический проект — он же и самый длинный. Он длился почти 3 месяца, когда мы снимали юбилейный номер Esquire. Задача была — визуализировать статистические данные, типа сколько целлофановых пакетов приходится в год на человека. Это была довольно дикая история. Ты живешь с этими цифрами и, когда начинаешь их снимать, когда вывозишь на опушку 700 с лишним целлофановых пакетов и видишь, как это выглядит, то прикасаешься к тому ужасу, который творит человечество — это очень мощная штука для рефлексии. Такие проекты очень полезны для людей, которые их делают: ты не просто умом понимаешь, что, например, убиваешь природу, а начинает чувствовать, осознавать масштабы. Например, нужно снять около 1000 бычков, потому что именно столько выкуренных сигарет приходится в год на человека. Чтобы их снять, надо их сначала откуда-то взять, и мы втроем с ассистентами сидели и прикуривали эти бычки, и несмотря на то, что все из нас курящие, в какой-то момент было уже невозможно — и тогда ты понимаешь, какой чудовищный объем сигарет ты выкуриваешь и насколько это все отвратительно, потому что еще неделю табачиной пахнет все: студия, техника, даже руки.
Вообще, проект был безумный: мы почти не спали, делали какие-то дикие вещи, типа разбивали об стену 200 яиц, за нами гонялся бык, убегая от которого я залез по колено в навоз, у меня дважды отобрали водительские права, даже семейная жизнь дала трещину, но вообще было весело. Наверное, поэтому он и помнится, потому что был долгий, но энергетически очень сконцентрированный.