Кураторство и критика в моде

Фрагмент экспозиции выставки «Дом моделей. Индустрия образов» в Музее Москвы, 2023. Фото: Ольга Алексеенко
Фрагмент экспозиции выставки «Дом моделей. Индустрия образов» в Музее Москвы, 2023. Фото: Ольга Алексеенко

НАБОР 2025

«Наш профиль — это не имеющая аналогов в России амбициозная попытка объединить кураторские практики, навыки создания текстов самой разной направленности и теорию моды. Такая нетривиальная комбинация позволит нашим слушателям свободно перемещаться между разными «модными» полями, одинаково уверенно чувствуя себя в пространстве фэшн-бренда, музейной институции и академии», — руководитель профиля Людмила Алябьева.

О программе

Сегодня кураторство в области моды не ограничивается выставочными проектами, но включает в себя самые разные форматы — от перформансов и презентаций коллекций одежды до фэшн-показов и поп-ап-сторов. Создание связанных с модой текстов также предполагает жанровое и стилистическое разнообразие — от поста в социальной сети и авторского блога до обзора, рецензии и академической статьи. Очевидно, что индустрия моды испытывает потребность в специалистах с исследовательской экспертизой и широким набором компетенций.

Готовить таких специалистов призван новый магистерский профиль Школы дизайна НИУ ВШЭ, уникальная программа которого направлена на систематическое и разностороннее изучение моды как важнейшего явления современной культуры и представляет собой сплав теоретических дисциплин и проектно-ориентированных курсов.

Так, курс «Семиотика одежды и тела: стратегии модной репрезентации» будет посвящён изучению красоты как культурной конструкции, исторической изменчивости её канонов, репрезентации новых форматов телесности в современной культуре.

Прослушав курс «Архивы моды в современном культурном контексте», студенты получат глубокое понимание значения архивов в модной индустрии и научатся их использовать при создании кураторских и медиапроектов для брендов и культурных институций.

На занятиях в «Лаборатории модного письма» они научатся писать разножанровые тексты о моде, включая обзоры коллекций, аналитические статьи, рецензии и т. д.

А курс «Кураторское дело» будет направлен на изучение специфики работы куратора в различных видах творческих индустрий, связанных с костюмом и модой. Его главной целью станет выработка у магистрантов навыков и умений, необходимых для реализации самостоятельных выставочных и презентационных проектов в этой области, а итогом — выставочный проект культурной, коммерческой или образовательной направленности, который может быть реализован на одной из партнёрских площадок профиля.

День открытых дверей

Магистратура Школы дизайна НИУ ВШЭ || 13 февраля 2025, 19:00

Будущая профессия

О программе

2 года
Очная форма обучения
15 коммерческих мест
400 000 руб
RUS обучение на русском языке

О программе


Контакты
109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
+7 (495) 621 87 11
design@hse.ru

Пыркина Дарья Андреевна
Академический руководитель
Пыркина Дарья Андреевна
Першеева Александра Дмитриевна
Академический наставник
Першеева Александра Дмитриевна

Чему вы научитесь

Подробная информация о дисциплинах, которые изучают студенты в каждом модуле, содержится в «Карте креативных компетенций».

Карта креативных компетенций
Оставить заявку

Вступительные испытания

Конкурсный отбор на магистерскую программу происходит на основе анализа портфолио и собеседования. В 2025 году подача документов проходит в дистанционном режиме через личный кабинет на сайте НИУ ВШЭ. Вступительные испытания проходят онлайн.

Портфолио

Портфолио включает в себя:
— описание реализованных авторских проектов абитуриента на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он решал за последние 3 года);
— мотивационное письмо, в котором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве», профессиональные и академические планы по завершении магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу;
— аналитическое эссе объёмом 7–10 тысяч знаков с пробелами, посвящённое рассмотрению интересующего абитуриента феномена моды в широком социокультурном контексте.

Портфолио загружается на специальную страницу Школы дизайна НИУ ВШЭ. 

Собеседование

Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его готовности к обучению на программе, в том числе объёма и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства.

Подробнее о поступлении

Исследовательские перспективы

Студенты магистратуры получат возможность стать участниками исследовательских проектов, работающих на базе Школы дизайна и Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ.

В числе этих проектов:

Партнёры программы

Кураторы и преподаватели

Ольга Вайнштейн
Ольга Вайнштейн

Преподаватель курса «Семиотика одежды и тела: стратегии модной репрезентации», доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ

Ирина Сироткина
Ирина Сироткина

Преподаватель курса «Мода и перформанс», кандидат психологических наук, PhD (социология) приглашённый исследователь Университета Дарема (Великобритания)

Ксения Гусева
Ксения Гусева

Преподаватель курса «Кураторство в моде», искусствовед, куратор, исследователь советской моды и искусства текстиля, старший научный сотрудник Музея Москвы

Земфира Саламова
Земфира Саламова

Преподаватель курса «Мода и новые медиа: стратегии и практики взаимодействия», исследователь популярной культуры, медиа и моды, старший преподаватель кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ

Людмила Алябьева

Академический руководитель аспирантуры, руководитель профиля «Кураторство и критика в моде», кандидат филологических наук, доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»

Ксения Гусарова

Преподаватель курса «Телесность и индустрия красоты: социокультурные контексты», кандидат культурологии

Татьяна Бакина

Преподаватель курса «Мода и кинематограф: анализ костюмов на экране», историк кинокостюма, голливудского кино и моды

Екатерина Цховребадзе

Преподаватель курса «История моды», историк русского костюма

Ольга Лебедева

Преподаватель курса «Критическое чтение ключевых текстов по теории моды», аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, искусствовед, психоаналитик

Светлана Сальникова

Преподаватель курсов «Стратегии устойчивого развития в моде» и «Архивы моды в современном культурном контексте», исследовательница проекта «Архив российской моды», дизайнер одежды

Елена Ермаковишна

Куратор HSE CREATIVE HUB, преподаватель курса «Коммуникации в моде», продюсер культурных событий, искусствовед, дизайнер

Анастасия Размахнина

Преподаватель курса «Критическое чтение ключевых текстов по теории моды», аспирантка Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, историк моды, коллекционер винтажной одежды

НОВОСТИ

С 12 по 15 декабря 2024 года на площадке универмага TREND ISLAND в ТЦ АВИАПАРК пройдёт уже второй фестиваль HSE FASHION DAYS. Гостей ждут целых четыре дня, наполненных модой: витрины с образами от студентов направления «Дизайн одежды», авторская новогодняя ёлка от Школы дизайна, звёздные спикеры, паблик-ток от The Blueprint, мастер-классы и трёхдневная кинопрограмма. Хедлайнером фестиваля станет Ксения Чилингарова. Также в фестивале примут участие: Анзор Канкулов, Александр Перепёлкин, Алёна Важенина, Андрей Мардо, Лена Муус, Алёна Лозовская, Вита Клац и многие другие.
Как мода влияет на искусство? Где граница между одеждой и музейным экспонатом? Как художники ставили себе цель стать частью моды и как мода стремилась создавать шедевры искусства? 20 января в Школе дизайна пройдёт интенсив «Мода и искусство», в рамках которого историк моды Анатоль Вовк даст ответы на эти вопросы.
Как взаимодействуют время и винтажная мода, и можно ли вообще применять понятие «моды» к полю винтажной одежды? Какими философскими теориями можно воспользоваться, чтобы все-таки вписать винтаж в сферу модного? Анастасия Размахнина разбирается с этими терминами, рассматривает вопросы стилизации и объясняет, что не так с представлением о цикличности моды.
В преддверии большого фестиваля моды, который Школа дизайна проведёт в середине декабря, в Москве и Санкт-Петербурге вновь состоялся масштабный цикл лекций и паблик-токов. Ведущие стилисты, фэшн-журналисты, блогеры и предприниматели рассказади про современное устройство модной индустрии: продвижение брендов, креативные съёмки, создание спецматериалов, коллаборации — это лишь часть тем, которые были раскрыты в рамках HSE FASHION DAYS. 
Лаборатория Аспирантской школы по искусству и дизайну спешит поделиться новостями: 16 ноября в шоуруме 5 o’COAT участницы покажут секретные приёмы ремонта одежды, а 30 ноября в Шанинке расскажут про апсайклинг как дизайн-метод.

Ресурсы Школы дизайна

О Высшей школе экономики

51 000
студентов и аспирантов
>7 000
преподавателей и исследователей
311
программ высшего образования

Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в список 100 лучших молодых университетов мира, Top-3 лучших российских вузов в категории Art & Design (QS) и состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.