Презентация и рецензия на книгу Александры Першеевой «Видеоарт. Монтаж зрителя»

Фото: Мария Першеева
Фото: Мария Першеева

31 июля Библиотека иностранной литературы проведет онлайн-презентацию книги преподавателя и руководителя направления «История и теория искусств» Школы дизайна Александры Першеевой. Рассказываем, как присоединиться к мероприятию, и публикуем рецензию на книгу репортера нашей Студенческой редакции Виталия Гачковского.

Онлайн-презентация книги «Видеоарт. Монтаж зрителя», которую устраивает Библиотека иностранной литературы, пройдет на платформе Zoom 31 июля. В качестве спикеров выступят автор Александра Першеева и Людмила Разгулина, кандидат филологических наук, сотрудник Библиотеки иностранной литературы, независимый исследователь. Запись трансляции будет доступна к просмотру на youtube-канале Библиотеки.

Мы уже публиковали интервью с Александрой, в котором она отвечает на вопросы о своей книге, а в этом материале репортер Студенческой редакции, студент II курса профиля «Дизайн и программирование», Виталий Гачковский поделился своими впечатлениями от прочтения.

Онлайн-презентация пройдёт в Zoom в 19:00. Присоединиться к конференции:
​​​​​​​
https://us02web.zoom.us/j/85305691457?pwd=YzNMRnJsREp5K1FYeGhRZ2tabXJkQT09

Идентификатор конференции: 853 0569 1457
Код доступа: 785721

Обзор на книгу Александры Першеевой «Видеоарт. Монтаж зрителя»

Эта книга исследует монтаж как один из ключевых инструментов видеоарта. Из-за молодости медиума — ему всего 55 лет — и отсутствия четко выраженных границ между направлениями и форматами именно склейка кадров становится отправной точкой для формулирования теории видеоарта в этой книге. Кратко познакомившись с историей видеоискусства, его главными этическими особенностями — например, ролью зрителя и галерейного пространства в понимании произведения — и главными уже существующими критическими работами, читатель далее последовательно переходит от более простого типа монтажа к более сложному, начиная с безмонтажного однокадрового видео и заканчивая виртуальной реальностью.

Александра Першеева рассматривает область видео не как линейную структуру, а как полиморфную матрицу, в которой каждая ячейка — это связь с другим видом искусств: перформансом, театром, инсталляцией, цифровым искусством или кинематографом, поэтому в этой книге Параджанов, Нам Джун Пайк и Хидео Кодзима находятся почти на расстоянии вытянутой руки, а для анализа произведений привлекаются критические работы из областей не только видеоискусства, но и кинематографа и медиа. Довольно много внимания уделяется и другим исследованиям движущегося изображения — всего в библиографии содержится 230 наименований, так что эта книга является еще и списком для дальнейшего чтения по теме. Кстати, в ней есть даже эссе студентов Школы дизайна!

Несмотря на специфичность тематики, «Видеоарт. Монтаж зрителя» довольно легко читается: отчасти из-за того, что авторка разбирает весь необходимый для понимания искусствоведческий контекст, и параллельно видеоарту читатель кратко исследует историю современного искусства — от авангарда до эпохи Web 2.0 и VR. А иногда контекст для анализа привлекается из неочевидных областей, и получаются очень поэтичные метафоры — например, посмотрите на эту чудесную аналогию между монтажем Артавазда Пелешяна и иероглифом: «В китайской каллиграфии очень важным элементом очертания является „точка“, по форме она похожа на семечко подсолнуха. Точку принято писать с большой концентрацией: кончик кисти идет немного вверх, а затем двигается вниз с нажимом и потом снова немного вверх, останавливаясь в центре „точки“. При этом кисть должна двигаться по плоскости бумаги и в то же время давить немного вниз, как бы сквозь стол. А что представляет собой начертание линии? Линия начинается так же, как „точка“, с короткого и насыщенного энергией движения чуть вверх, затем тянется (по вертикали или горизонтали) и потом с нажимом завершается округлой формой, напоминающей семечко. То есть, линия это как бы упруго растянутая точка. Так и в фильмах Пелешяна — между крайними кадрами натянута „струна“ напряжения и смысла».

Подводя итог, хочу сказать, что «Видеоарт. Монтаж зрителя» — это замечательная книга, создающая довольно полное представление о сложном феномене видеоискусства и контексте, в котором он существует. Если вы сомневаетесь, читать ее или нет — просто послушайте, как Александра Першеева рассказывает про видеоарт в этих лекциях Постнауки. Удержаться от покупки после их просмотра почти невозможно.

Читайте также

Четвёртый сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ запускает весенний сезон с новым набором номинаций. В него вошли: «Веб-комикс», «Видеоарт», «Ивент-дизайн», «Переосмысление промыслов» и «Шрифт».

Инклюзия и кино: фильмы выпускников Школы дизайна адаптированы для слабовидящих и слабослышаших

С 7 по 14 декабря 2023 на платформе RuTube проходит инклюзивный онлайн-кинофестиваль «Глубина резкости». Вошедшие в программу фильмы были адаптированы для глухих и слабослышащих, а также слепых и слабовидящих зрителей. В числе картин-участников — короткий метр выпускников «Экранных искусств» Школы дизайна НИУ ВШЭ: «Теория двойных планет» Савелия Осадчего и «Конец света, моя любовь» Алина Сорокиной.

Сту­денты бакалаврского профиля «Экранные искусства» специализируются на работе с движущимся изображением: изучают историю и теорию кино, основы кинодраматургии, искусство режиссуры и монтажа.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.