Интервью с кураторами программы «Театральный перформанс» в Детской школе дизайна НИУ ВШЭ

7 февраля начинаются занятия нового курса «Театральный перформанс» в Детской школе дизайна НИУ ВШЭ.

Мы приглашаем на программу детей и подростков 8-15 лет, которым интересно попробовать себя в различных театральных профессиях и в команде единомышленников создать и показать настоящий спектакль под руководством успешных профессионалов. Кураторы программы режиссер Михаил Мокеев и главный художник Электротеатра Станиславский Анастасия Нефедова подробно рассказали о том, что такое театральный перформанс, почему занятия будут полезны даже тем, кто не мечтает о карьере в театре, и как сегодня меняется театр и люди, которые в нем работают.

Михаил Мокеев

Михаил Мокеев

режиссер театра и кино, актёр, педагог, поставил более 30 театральных постановок в России и за рубежом, руководил театром Focus (Дублин), один из создателей центра им. Мейерхольда и театра-мастерской Брусникина, арт-директор центра Славы Полунина

Анастасия Нефедова

Анастасия Нефедова

художник театра и кино, лауреат премии «Золотая Маска», креативный продюсер, главный художник Электротеатра Станиславский, руководитель направления «Театр» в Школе Дизайна НИУ ВШЭ, автор российских и европейских кино- и театральных постановок

Что такое «театральный перформанс»? Над чем будут работать ученики?

Михаил Мокеев: В общем смысле, работать над перформансом — это учиться жить с другими, творить в коллективе, не стесняться, преодолевать страх перед коллегами и зрителями. Это такая модель творческой коммуникации, где через внимание к другому в процессе сотворчества, человек раскрывает себя как творческую личность. Для художника это очень важный момент: через коллективную работу прийти к авторскому искусству.

Анастасия Нефедова: Мы все вместе будем работать над групповым перформансом. Результатом наших занятий станет открытая премьера — двадцатиминутный или получасовой миниспектакль, где будут реализованы все навыки, которые дети приобретут во время занятий: скиллы, касающиеся актерской работы, работы с речью, работы со звуком, работы с предметом и работы с пространством.

Мы будем уделять внимание не только профессиональным компетенциям, но и учиться не бояться творческого, фантазийного момента внутри себя, не бояться быть не таким, как все. В общеобразовательных школах зачастую нет возможности развивать творческий потенциал каждого ребенка. А детям и подросткам обязательно нужна территория, где они могут «оторваться» и делать все, что хотят — не став при этом ни хулиганом, ни изгоем. У нас на курсе несколько преподавателей, и каждый из них готов принять маленького художника именно как художника, уважая его или ее творческие идеи. Нам кажется важным моментом принятие взрослым мира ребенка.

В Школе дизайна в принципе так построено обучение на всех профилях. Наша задача — принять непосредственность того, с чем к нам приходят абитуриенты, разглядеть ее и оснастить необходимыми инструментами.

Перформанс Living Costumes

Постановка «Камень с души»

Перформанс-опера «Колобок»

Как будут проходить занятия?

Анастасия Нефедова: Мы будем заниматься 4 месяца, раз в неделю по воскресеньям. Главный куратор — Михаил, он ведет группу на протяжении всей учебы, отвечает за весь процесс — для того, чтобы дети не расфокусировались и знали, что у них всегда есть человек, готовый помочь на любом этапе. Остальные преподаватели присоединяются по мере необходимости на разных этапах проекта.

Мы начинаем вместе с Михаилом, потом подключаются другие преподаватели, отвечающие за предметный театр, персонажную часть, актерские практики, рисование и креатив, объекты, звук и, наконец, релиз спектакля. Кроме уже состоявшихся профессионалов мы привлекаем и студентов Школы дизайна с профилей «Саунд-арт и саунд-дизайн» и «Художник театра и кино».

Михаил Мокеев: Перформативное искусство подразумевает многоцеховой процесс. Мы предлагаем нашим слушателям и написание пьесы, и пошив костюма, и создание элементов декораций, и актерское мастерство, и знакомство с разными видами театра. В ходе работы мы отслеживаем, кому что ближе, развиваем и поддерживаем это. Тут нет лучших или худших профессий: можно быть таким настолько крутым осветителем, что артисту мало не покажется.

Анастасия Нефедова: Нам кажется важным показать, что в театре существует множество профессий, и можно быть талантливым в каждой из них. Иначе как человек сегодня может выбрать для себя университет и свое профессиональное будущее, откуда он узнает, какие вообще есть профессии?

Нужна ли какая-то специальная подготовка, чтобы стать учеником вашей программы?

Анастасия Нефедова: Кроме желания не требуется никакой предварительной подготовки, мы ждем всех.

На премьеру перформанса сможет прийти любой желающий?

Анастасия Нефедова: Да, если не будет никаких внешних ограничений, не зависящих от нас, то вход будет свободным для всех желающих. Мы проведем показ в театральном кластере Школы дизайна — там для этого есть все условия.

Еще рано говорить, но сейчас мы с преподавателями и студентами Школы дизайна планируем минифестиваль домашнего театра на очень классной территории Соляного амбара в Таруссе. Если все получится, то перформанс, сделанный в рамках детского курса, возможно, будет инсталлирован в этот проект — чтобы дать ему продолжение, а не ограничиться только одним просмотром.

Перформанс студентов профиля «Художник театра и кино» Living Costumes на Telling Stories Fest
Перформанс студентов профиля «Художник театра и кино» Living Costumes на Telling Stories Fest
Открытый просмотр студентов профиля «Художник театра и кино»
Открытый просмотр студентов профиля «Художник театра и кино»
Перформанс-опера «Колобок» студентов профиля «Художние театра и кино»
Перформанс-опера «Колобок» студентов профиля «Художние театра и кино»
Перформанс студентов профиля «Художник театра и кино» Living Costumes на Telling Stories Fest
Перформанс студентов профиля «Художник театра и кино» Living Costumes на Telling Stories Fest
Перформанс студентов профиля «Художник театра и кино» Living Costumes на Telling Stories Fest
Перформанс студентов профиля «Художник театра и кино» Living Costumes на Telling Stories Fest

Вы — не только классные профессионалы, но и опытные педагоги — есть ли специфика работы со школьниками?

Анастасия Нефедова: Мне кажется, что чем больше относишься к детям как ко взрослым, не делая упор на возраст, тем проще найти общий язык. В Школе у младшей дочери я поставила три спектакля, и каждый раз общалась со школьниками как со взрослыми. Мой подход — это честность, доверие и уважение.

Михаил Мокеев: В Москве пять топовых театральных вузов: «Щепка» при Малом театре, «Щука» при Вахтанговском театре, ГИТИС, Школа-студия МХАТ и ВГИК при Мосфильме. Во всех кроме «Щепки» я преподавал актерское или режиссерское мастерство. А с детьми я работал в лагерях и на мастер-классах.

Первое, что я стараюсь делать с учениками, независимо от возраста, — это разрушить их как «учеников» и заинтересовать их как «коллег», «товарищей», «партнеров». Если разрушить штамп, что они «дети», и сделать их носителями классных, интересных, неожиданных талантов и идей, которые есть внутри каждого, это дает такие же классные, интересные и неожиданные результаты.

Благодаря тому, что вы работаете со студентами творческих направлений, вам видна разница поколений — заметны какие-то общие тенденции?

Михаил Мокеев: Я вижу, что представители поколения, с которым мы сейчас работаем, изначально предрасположены к тому, что профессии не ограничиваются строгими рамками, они склонны к многофункциональности, к междисциплинарности. И это, конечно, отражается на том, как именно с ними нужно работать.

Анастасия Нефедова: Я замечаю разницу, которая мне ужасно нравится. Сейчас я понимаю, что мое поколение — промежуточный мостик между поколением крутых театральных мастеров с четкими иерархическими и диалоговыми связями (например, связка «художник — режиссер») и сегодняшним поколением художников и режиссеров, когда все начинает перемешиваться. Мы видим отмену иерархии — пространство, где нет главных и второстепенных профессий, где междисциплинарные отношения выходят на первый план.

Мы живем во время, когда авторское искусство сильно трансформировалось, поэтому при работе со студентами профиля «Художник и куратор» мы создаем команды, и большое количество времени отводится на то, чтобы студенты и педагоги могли перемешиваться профессиями, функциями, иерархическими градациями и создавать проекты вместе. Соединение, сотворчество, содействие — эти понятия становятся важными центрами и для исследования, и для практики.

Профиль бакалавриата

Художник театра и кино

Театр и кино — сферы, в которых ответственность за убедительность и эстетизм произведения несут не только режиссёры и актёры, но и представители десятка смежных профессий, связанных с художественным оформлением. Среди них особое место занимают художники, от которых требуется как отличное понимание собственной функции, так и глубокие знания об искусстве как таковом. Школа дизайна ВШЭ готовит таких универсальных специалистов — настоящих людей искусства. Студенты профиля начинают с освоения базовых принципов современного театра и кинематографа, изучают иерархию и специфику этих индустрий, учатся взаимодействовать со всеми участниками творческого процесса, а также вникают в актуальные тренды развития искусства.

Как поступить