Евгения Ломакина: «Онлайн-образование — это возможность учиться, где ты хочешь и чему ты хочешь, из любой точки Земли»

Наступившая цифровая эпоха диктует свои законы. Дистанционное обучение, которое всего несколько лет назад казалось вынужденной и временной мерой, в 2023-м стало важным и востребованным сегментом современного образования. Об этом и многом другом мы поговорили с Евгенией Ломакиной — куратором направления «Коммуникационный дизайн», координирующей, в числе прочего, развитие онлайн-программ в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Куратор направления «Коммуникационный дизайн», руководитель базового курса коммуникационного дизайна в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Как дизайнер специализируется на брендинге и стратегии визуальной коммуникации в сфере культуры (музеи, театры, кинематограф, библиотеки). Участница российских плакатных выставок.

Женя, едва ли не самое важное направление вашей деятельности в Школе дизайна — это онлайн-программы. Онлайн-образование — штука относительно новая, и к ней все относятся по-разному. Кто-то считает, что онлайн-программы уступают очным — дескать, студенты, не посещающие аудиторий, многого лишаются... Иные наоборот, превозносят онлайн-образование, потому что за онлайном — будущее. Вы как практик что по этому поводу можете сказать?

Я считаю, что онлайн-образование — это отличная возможность учиться, где ты хочешь и чему ты хочешь, из любой точки Земли. Теперь совсем не обязательно «ехать поступать в Москву» и потом тратить свои первые заработки на аренду жилья. Благодаря онлайн-программам наши студенты могут учиться у ведущих кураторов Школы — каждый из которых является величиной в своей индустрии — находясь в комфортном для себя месте, будь то родной дом или бунгало на Бали. Программы всех наших базовых курсов в любом кампусе Школы и в любом формате — включая онлайн-обучение — практически идентичны.

Конечно, здесь есть определённые нюансы, касающиеся так называемой «студенческой жизни», однако мои студенты — бакалавры онлайн-программы прекрасно общаются между собой, ездят друг к другу в гости и успешно налаживают социальные связи по всей Школе. По опыту могу ещё сказать, что и качество получаемых знаний у тех, кто учится дистанционно, не страдает: студенты онлайн-бакалавриата так же занимают призовые места в профессиональных конкурсах, получают высокие баллы и выгодные предложения по работе, печатаются в журналах по дизайну.

Насколько глубоко необходимо переосмыслить подход к обучению, чтобы он был эффективен в онлайне? Речь идёт о принципиально других методах обучения или принятые в Школе принципы продолжают эффективно работать и в этом случае?

Когда я начала преподавать онлайн, для меня не было различий в методе преподавания. Точно так же, как и в офлайн-группах, мы занимаемся индивидуально с каждым студентом, без предзаписанных лекций, всей группой обсуждаем проблемы и методы их решения, стараемся чаще выполнять синхронно какие-то мелкие задачи, проводим воркшопы. Проектная работа предполагает большое количество консультаций с каждым студентом, и в моих группах всегда приветствуется коллегиальное обсуждение.

Мы живем в очень «оцифрованном» пространстве: за последние несколько лет основной сферой продвижения любых услуг и продуктов стала именно цифровая среда. И совершенно логично учить диджитал-профессиям онлайн; в этой вселенной нам предстоит работать в ближайшие годы.

Евгения Ломакина

Число онлайн-направлений в Школе дизайна постоянно растёт. Как вам кажется, с чем это связано?

Мы живём в очень «оцифрованном» пространстве: за последние несколько лет основной сферой продвижения любых услуг и продуктов стала именно цифровая среда. И совершенно логично учить диджитал-профессиям онлайн — в этой вселенной нам предстоит работать в ближайшие годы. С этим связано и появление новых онлайн-профилей бакалавриата — в 2024 году мы начинаем набор на «Дизайн и программирование» и «Дизайн и продвижение цифрового продукта» в онлайне. В целом же любой профиль Школы дизайна, не требующий физической работы в мастерских, мы можем без потери качества перевести в формат онлайн-обучения.

Анастасия Шарапова. Календарь техно-музыки. Куратор Евгения Ломакина
Анастасия Шарапова. Календарь техно-музыки. Куратор Евгения Ломакина

Дал ли опыт онлайн-преподавания что-то вам лично — и что именно?

Мне это помогло научиться выстраивать коммуникацию вне зависимости от расстояний, помогло сориентироваться в огромном поле программ, позволяющих выстраивать эффективное обучение и трансляцию своих материалов, помогло чуть ближе познакомиться с разными культурами — к которым принадлежат мои студенты. Это весьма полезный опыт для меня — и как преподавателя, и как дизайнера.

Расскажите вообще о вашем собственном профессиональном пути. Вы ведь учились в Школе дизайна — и остались здесь преподавать. Как это случилось? Почему вы сделали именно такой выбор?

Преподавать я начала ещё на IV курсе бакалавриата, совмещая педагогическую практику с дипломным проектом и дизайнерской работой. Я вела занятия по «Технологиям дизайна» и была в постоянном контакте с куратором группы, Рией Таволгой: мы проводили совместные консультации, работая со студентами над смыслами их проектов. Меня это так затянуло, что я начала смещать вектор профессиональной деятельности в преподавание, погрузилась в теорию и историю искусства и дизайна — чтобы разнообразить свои лекции и дать студентам максимально объёмные знания.

Для меня работа со студентами — возможность не только делиться практическими навыками, но и, что не менее важно, раскрывать философию работы дизайнера, учить замечать важное, показывать неожиданные решения и подталкивать к поиску своего стиля и языка. Приятно видеть, когда из-под твоего крыла выходят настолько уникальные и при этом такие разные профессионалы!

Вы поддерживаете отношения со своими выпускниками, следите за их творческой судьбой? Если можно, приведите несколько имён тех, кто вам особенно интересен.

Да, конечно! С кем-то мне удалось вместе поработать, с кем-то мы стали коллегами по преподаванию, с кем-то подружились уже после окончания ими Школы... Так, Соня Фандикова стала моей коллегой и товарищем по цеху, Саша Ерофеева — прекрасный преподаватель в нашем московском кампусе, Настя Сарко работает с рядом крупных партнёров по всему миру и много путешествует. Всех вспомнить непросто, но своих выпускников и студентов я очень люблю и стараюсь никого не упускать из виду.

Как дизайнер вы специализируетесь на брендинге и стратегии визуальной коммуникации, работаете с культурными институциями — например, с музеями. Как вы к этому пришли?

Меня увлекает всё, что связано с изучением и сохранением культуры. А самая большая моя любовь — музейные коммуникации. Ведь многие до сих пор воспринимают музеи как замшелые, консервативные места хранения старинных вещей, хотя это уже давно не так. Музеи и галереи — это живая интерпретация современности и точка изучения традиции, поэтому создавать коммуникации для таких важных объектов очень увлекательно.

Занятия со студентами — это постоянный челлендж в генерации идей. Студенты помогают быть в курсе актуальных социокультурных явлений, а для дизайнера ориентация в культурном пространстве очень важна. Я часто шучу, что благодаря своим ребятам точно знаю разницу между понятиями «кринж» и «краш».

Евгения Ломакина

Совмещаете ли вы преподавание с профессиональной деятельностью вне стен Школы? Если да, то насколько одно занятие подпитывает другое и как именно?

Я считаю, что в моей профессии вообще не обойтись без постоянной практики. Во-первых, это помогает сохранять нужный уровень насмотренности, во-вторых — как и любой навык, умение работать с визуальными коммуникациями развивается посредством тренировок.

Ещё в студенческие годы мы с коллегами работали с Театром.док, Музеем советских игровых автоматов, позже я работала с Музеем славянской письменности «Слово» на ВДНХ, потом были отдельные истории с плакатами для фестивальных фильмов и анимации. Очень интересная коллаборация получилась с Уральской биеннале современного искусства — я воссоздала для неё «планиты» Казимира Малевича на Яндекс.Картах. Сейчас я занята долгоиграющим личным творческим проектом, ну и периодически работаю с интересными заказами.

Евгения Ломакина. Книга-визуальное исследование «Мировые двадцатые»
Евгения Ломакина. Книга-визуальное исследование «Мировые двадцатые»

А занятия со студентами — это постоянный челлендж в генерации идей, ведь работа над каждым студенческим проектом требует моего активного включения, и я никогда не остаюсь в стороне. Мне кажется, что будущим дизайнерам обязательно нужно ощущать «плечо рядом». А ещё студенты помогают мне быть в курсе актуальных социокультурных явлений — для дизайнера ориентация в культурном пространстве очень важна. Я часто шучу, что благодаря своим ребятам точно знаю разницу между понятиями «кринж» и «краш». У нас происходит обмен знаниями и ценностями, и благодаря этой интеграции мы можем говорить на одном языке и достигать взаимопонимания.

Вы жили и работали в Москве, но сейчас переехали в Петербург. С чем был связан ваш переезд? Как вам живётся на брегах Невы?

Я родом из небольшого шахтёрского городка в Кемеровской области. В Москве я прожила двенадцать лет и десять из них провела в стенах любимой Школы дизайна. Вообще мне нравится менять локации, жить в разных условиях, улавливать нюансы атмосферы разных городов — вот теперь захотелось побыть среди красот Северной столицы. Тем более что в Санкт-Петербурге находится один из наших кампусов — коммуникация с питерскими преподавателями и студентами была возможна благодаря онлайну и до переезда, так что я чувствую себя здесь как дома. Ну и, конечно, поддерживаю связь с коллегами по всем городам, где есть Школа дизайна.

И напоследок: как вам кажется, можно ли с помощью дистанционного образования изменить свою жизнь — к примеру, приобрести совершенно новую специальность?

Да, разумеется. Вектор своей карьеры можно поменять и с помощью программ дополнительного образования, и с помощью обучения в бакалавриате и магистратуре, в том числе в онлайн-режиме. Наши программы базового курса позволяют учиться с совершенно любого уровня, без подготовки и знания программного обеспечения: просто поступайте в Школу дизайна и здесь вас всему научат.

Читайте также

Школа дизайна НИУ ВШЭ Х «Севкабель Порт»

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, известный художник Андрей Люблинский приглашает студентов принять участие в новом авторском факультативе, который состоится в рамках коллаборации Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и общественного культурно-делового пространства «Севкабель Порт».

Конкурсы Школа дизайна НИУ ВШЭ х ВкусВилл: создайте упаковку для новых лимонадов

Зима ещё не подошла к концу, а новый конкурс от Школы дизайна НИУ ВШЭ и ВкусВилл уже заставляет задуматься о грядущем лете! Участникам предлагается разработать дизайн-концепцию линейки лимонадов с нестандартными вкусами, а победитель увидит своё имя на банке с новым дизайном! Отправьте свой проект до 1 апреля 2025 года.

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

 

Как поступить

Онлайн-бакалавриат — инновационная программа, которая позволяет объединить преимущества проектного подхода к дизайн-образованию и цифровых компетенций дистанционного формата для подготовки востребованных профессионалов, которые могут работать и в офисе, и удаленно в российских и международных компаниях, агентствах, проектах.

Онлайн-бакалавриат — совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ — Пермь. В рамках программы каждый абитуриент может выбрать один из профилей обучения: Коммуникационный дизайн, Анимация и иллюстрация, Гейм-дизайн, Дизайн и программирование, Дизайн и продвижение цифрового продукта, 3D-постпродакшн, а также новый профиля Дизайн среды и интерьера. Хотя все занятия проходят дистанционно, большинство пар имеют синхронный формат, то есть преподаватель работает со студентами в режиме реального времени и в постоянном диалоге, следя за прогрессом и комментируя каждый проект.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.