Евгения Ломакина: «Онлайн-образование — это возможность учиться, где ты хочешь и чему ты хочешь, из любой точки Земли»

Наступившая цифровая эпоха диктует свои законы. Дистанционное обучение, которое всего несколько лет назад казалось вынужденной и временной мерой, в 2023-м стало важным и востребованным сегментом современного образования. Об этом и многом другом мы поговорили с Евгенией Ломакиной — куратором направления «Коммуникационный дизайн», координирующей, в числе прочего, развитие онлайн-программ в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Куратор направления «Коммуникационный дизайн», руководитель базового курса коммуникационного дизайна в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Как дизайнер специализируется на брендинге и стратегии визуальной коммуникации в сфере культуры (музеи, театры, кинематограф, библиотеки). Участница российских плакатных выставок.

Женя, едва ли не самое важное направление вашей деятельности в Школе дизайна — это онлайн-программы. Онлайн-образование — штука относительно новая, и к ней все относятся по-разному. Кто-то считает, что онлайн-программы уступают очным — дескать, студенты, не посещающие аудиторий, многого лишаются... Иные наоборот, превозносят онлайн-образование, потому что за онлайном — будущее. Вы как практик что по этому поводу можете сказать?

Я считаю, что онлайн-образование — это отличная возможность учиться, где ты хочешь и чему ты хочешь, из любой точки Земли. Теперь совсем не обязательно «ехать поступать в Москву» и потом тратить свои первые заработки на аренду жилья. Благодаря онлайн-программам наши студенты могут учиться у ведущих кураторов Школы — каждый из которых является величиной в своей индустрии — находясь в комфортном для себя месте, будь то родной дом или бунгало на Бали. Программы всех наших базовых курсов в любом кампусе Школы и в любом формате — включая онлайн-обучение — практически идентичны.

Конечно, здесь есть определённые нюансы, касающиеся так называемой «студенческой жизни», однако мои студенты — бакалавры онлайн-программы прекрасно общаются между собой, ездят друг к другу в гости и успешно налаживают социальные связи по всей Школе. По опыту могу ещё сказать, что и качество получаемых знаний у тех, кто учится дистанционно, не страдает: студенты онлайн-бакалавриата так же занимают призовые места в профессиональных конкурсах, получают высокие баллы и выгодные предложения по работе, печатаются в журналах по дизайну.

Насколько глубоко необходимо переосмыслить подход к обучению, чтобы он был эффективен в онлайне? Речь идёт о принципиально других методах обучения или принятые в Школе принципы продолжают эффективно работать и в этом случае?

Когда я начала преподавать онлайн, для меня не было различий в методе преподавания. Точно так же, как и в офлайн-группах, мы занимаемся индивидуально с каждым студентом, без предзаписанных лекций, всей группой обсуждаем проблемы и методы их решения, стараемся чаще выполнять синхронно какие-то мелкие задачи, проводим воркшопы. Проектная работа предполагает большое количество консультаций с каждым студентом, и в моих группах всегда приветствуется коллегиальное обсуждение.

Мы живем в очень «оцифрованном» пространстве: за последние несколько лет основной сферой продвижения любых услуг и продуктов стала именно цифровая среда. И совершенно логично учить диджитал-профессиям онлайн; в этой вселенной нам предстоит работать в ближайшие годы.

Евгения Ломакина

Число онлайн-направлений в Школе дизайна постоянно растёт. Как вам кажется, с чем это связано?

Мы живём в очень «оцифрованном» пространстве: за последние несколько лет основной сферой продвижения любых услуг и продуктов стала именно цифровая среда. И совершенно логично учить диджитал-профессиям онлайн — в этой вселенной нам предстоит работать в ближайшие годы. С этим связано и появление новых онлайн-профилей бакалавриата — в 2024 году мы начинаем набор на «Дизайн и программирование» и «Дизайн и продвижение цифрового продукта» в онлайне. В целом же любой профиль Школы дизайна, не требующий физической работы в мастерских, мы можем без потери качества перевести в формат онлайн-обучения.

Анастасия Шарапова. Календарь техно-музыки. Куратор Евгения Ломакина
Анастасия Шарапова. Календарь техно-музыки. Куратор Евгения Ломакина
Анастасия Шарапова. Календарь техно-музыки. Куратор Евгения Ломакина
Анастасия Шарапова. Календарь техно-музыки. Куратор Евгения Ломакина
Элина Мамаева. Lâle: Тюльпаны в турецком искусстве смыслы и визуальный язык. Куратор Евгения Ломакина
Элина Мамаева. Lâle: Тюльпаны в турецком искусстве смыслы и визуальный язык. Куратор Евгения Ломакина
Элина Мамаева. Lâle: Тюльпаны в турецком искусстве смыслы и визуальный язык. Куратор Евгения Ломакина
Элина Мамаева. Lâle: Тюльпаны в турецком искусстве смыслы и визуальный язык. Куратор Евгения Ломакина
Александра Ерофеева. Медиа о миноритарных языках России «Сундук». Куратор Евгения Ломакина
Александра Ерофеева. Медиа о миноритарных языках России «Сундук». Куратор Евгения Ломакина
Александра Ерофеева. Медиа о миноритарных языках России «Сундук». Куратор Евгения Ломакина
Александра Ерофеева. Медиа о миноритарных языках России «Сундук». Куратор Евгения Ломакина
Софья Фандикова. Визуальный язык музыкальной группы Uncle Noking. Куратор Евгения Ломакина
Софья Фандикова. Визуальный язык музыкальной группы Uncle Noking. Куратор Евгения Ломакина
Софья Фандикова. Визуальный язык музыкальной группы Uncle Noking. Куратор Евгения Ломакина
Софья Фандикова. Визуальный язык музыкальной группы Uncle Noking. Куратор Евгения Ломакина
Артемий Кувалдин. Ребрендинг музыкального магазина 2B Records. Куратор Евгения Ломакина
Артемий Кувалдин. Ребрендинг музыкального магазина 2B Records. Куратор Евгения Ломакина
Артемий Кувалдин. Ребрендинг музыкального магазина 2B Records. Куратор Евгения Ломакина
Артемий Кувалдин. Ребрендинг музыкального магазина 2B Records. Куратор Евгения Ломакина

Дал ли опыт онлайн-преподавания что-то вам лично — и что именно?

Мне это помогло научиться выстраивать коммуникацию вне зависимости от расстояний, помогло сориентироваться в огромном поле программ, позволяющих выстраивать эффективное обучение и трансляцию своих материалов, помогло чуть ближе познакомиться с разными культурами — к которым принадлежат мои студенты. Это весьма полезный опыт для меня — и как преподавателя, и как дизайнера.

Расскажите вообще о вашем собственном профессиональном пути. Вы ведь учились в Школе дизайна — и остались здесь преподавать. Как это случилось? Почему вы сделали именно такой выбор?

Преподавать я начала ещё на IV курсе бакалавриата, совмещая педагогическую практику с дипломным проектом и дизайнерской работой. Я вела занятия по «Технологиям дизайна» и была в постоянном контакте с куратором группы, Рией Таволгой: мы проводили совместные консультации, работая со студентами над смыслами их проектов. Меня это так затянуло, что я начала смещать вектор профессиональной деятельности в преподавание, погрузилась в теорию и историю искусства и дизайна — чтобы разнообразить свои лекции и дать студентам максимально объёмные знания.

Для меня работа со студентами — возможность не только делиться практическими навыками, но и, что не менее важно, раскрывать философию работы дизайнера, учить замечать важное, показывать неожиданные решения и подталкивать к поиску своего стиля и языка. Приятно видеть, когда из-под твоего крыла выходят настолько уникальные и при этом такие разные профессионалы!

Вы поддерживаете отношения со своими выпускниками, следите за их творческой судьбой? Если можно, приведите несколько имён тех, кто вам особенно интересен.

Да, конечно! С кем-то мне удалось вместе поработать, с кем-то мы стали коллегами по преподаванию, с кем-то подружились уже после окончания ими Школы... Так, Соня Фандикова стала моей коллегой и товарищем по цеху, Саша Ерофеева — прекрасный преподаватель в нашем московском кампусе, Настя Сарко работает с рядом крупных партнёров по всему миру и много путешествует. Всех вспомнить непросто, но своих выпускников и студентов я очень люблю и стараюсь никого не упускать из виду.

Как дизайнер вы специализируетесь на брендинге и стратегии визуальной коммуникации, работаете с культурными институциями — например, с музеями. Как вы к этому пришли?

Меня увлекает всё, что связано с изучением и сохранением культуры. А самая большая моя любовь — музейные коммуникации. Ведь многие до сих пор воспринимают музеи как замшелые, консервативные места хранения старинных вещей, хотя это уже давно не так. Музеи и галереи — это живая интерпретация современности и точка изучения традиции, поэтому создавать коммуникации для таких важных объектов очень увлекательно.

Занятия со студентами — это постоянный челлендж в генерации идей. Студенты помогают быть в курсе актуальных социокультурных явлений, а для дизайнера ориентация в культурном пространстве очень важна. Я часто шучу, что благодаря своим ребятам точно знаю разницу между понятиями «кринж» и «краш».

Евгения Ломакина

Совмещаете ли вы преподавание с профессиональной деятельностью вне стен Школы? Если да, то насколько одно занятие подпитывает другое и как именно?

Я считаю, что в моей профессии вообще не обойтись без постоянной практики. Во-первых, это помогает сохранять нужный уровень насмотренности, во-вторых — как и любой навык, умение работать с визуальными коммуникациями развивается посредством тренировок.

Ещё в студенческие годы мы с коллегами работали с Театром.док, Музеем советских игровых автоматов, позже я работала с Музеем славянской письменности «Слово» на ВДНХ, потом были отдельные истории с плакатами для фестивальных фильмов и анимации. Очень интересная коллаборация получилась с Уральской биеннале современного искусства — я воссоздала для неё «планиты» Казимира Малевича на Яндекс.Картах. Сейчас я занята долгоиграющим личным творческим проектом, ну и периодически работаю с интересными заказами.

Евгения Ломакина. Книга-визуальное исследование «Мировые двадцатые»
Евгения Ломакина. Книга-визуальное исследование «Мировые двадцатые»
Евгения Ломакина. Плакат к мультфильму Реки Бучи «Симфония № 42»
Евгения Ломакина. Плакат к мультфильму Реки Бучи «Симфония № 42»
Евгения Ломакина. «Планиты Малевича». Совместный проект 6-й Уральской биеннале и Яндекс.Карт
Евгения Ломакина. «Планиты Малевича». Совместный проект 6-й Уральской биеннале и Яндекс.Карт
Евгения Ломакина. Книга-визуальное исследование «Мировые двадцатые»
Евгения Ломакина. Книга-визуальное исследование «Мировые двадцатые»
Евгения Ломакина. Плакаты для Тарусского художественного музея
Евгения Ломакина. Плакаты для Тарусского художественного музея
Евгения Ломакина. «Планиты Малевича». Совместный проект 6-й Уральской биеннале и Яндекс.Карт
Евгения Ломакина. «Планиты Малевича». Совместный проект 6-й Уральской биеннале и Яндекс.Карт

А занятия со студентами — это постоянный челлендж в генерации идей, ведь работа над каждым студенческим проектом требует моего активного включения, и я никогда не остаюсь в стороне. Мне кажется, что будущим дизайнерам обязательно нужно ощущать «плечо рядом». А ещё студенты помогают мне быть в курсе актуальных социокультурных явлений — для дизайнера ориентация в культурном пространстве очень важна. Я часто шучу, что благодаря своим ребятам точно знаю разницу между понятиями «кринж» и «краш». У нас происходит обмен знаниями и ценностями, и благодаря этой интеграции мы можем говорить на одном языке и достигать взаимопонимания.

Вы жили и работали в Москве, но сейчас переехали в Петербург. С чем был связан ваш переезд? Как вам живётся на брегах Невы?

Я родом из небольшого шахтёрского городка в Кемеровской области. В Москве я прожила двенадцать лет и десять из них провела в стенах любимой Школы дизайна. Вообще мне нравится менять локации, жить в разных условиях, улавливать нюансы атмосферы разных городов — вот теперь захотелось побыть среди красот Северной столицы. Тем более что в Санкт-Петербурге находится один из наших кампусов — коммуникация с питерскими преподавателями и студентами была возможна благодаря онлайну и до переезда, так что я чувствую себя здесь как дома. Ну и, конечно, поддерживаю связь с коллегами по всем городам, где есть Школа дизайна.

И напоследок: как вам кажется, можно ли с помощью дистанционного образования изменить свою жизнь — к примеру, приобрести совершенно новую специальность?

Да, разумеется. Вектор своей карьеры можно поменять и с помощью программ дополнительного образования, и с помощью обучения в бакалавриате и магистратуре, в том числе в онлайн-режиме. Наши программы базового курса позволяют учиться с совершенно любого уровня, без подготовки и знания программного обеспечения: просто поступайте в Школу дизайна и здесь вас всему научат.

Читайте также

«Локальные комьюнити и образование — основа здорового общества». Интервью с Артëмом Петровским

В этом материале знакомим вас с куратором I курса профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Артëмом Петровским, графическим дизайнером, арт-директором дизайн-студии LOCO. Чем занимается специалист визуальных коммуникаций? Как научиться придумывать и объединять смыслы, связи, ощущения? Зачем создавать профессиональное дизайн-комьюнити? Что значит быть учителем? Об этом Артём рассказывает в интервью.

Школа дизайна НИУ ВШЭ х Bosco Vesna. Авторский факультатив Андрея Люблинского

Преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, известный художник Андрей Люблинский приглашает студентов принять участие в проекте в своем авторском факультативе в рамках коллаборации Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Bosco Vesna и разработать оформление новогодних ёлок в пространстве торгового центра на Новом Арбате.

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

Как поступить

Онлайн-бакалавриат — инновационная программа, которая позволяет объединить преимущества проектного подхода к дизайн-образованию и цифровых компетенций дистанционного формата для подготовки востребованных профессионалов, которые могут работать и в офисе, и удаленно в российских и международных компаниях, агентствах, проектах.

Онлайн-бакалавриат — совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ — Пермь. В рамках программы каждый абитуриент может выбрать один из профилей обучения: Коммуникационный дизайн, Анимация и иллюстрация, Гейм-дизайн, Дизайн и программирование, Дизайн и продвижение цифрового продукта, 3D-постпродакшн, а также новый профиля Дизайн среды и интерьера. Хотя все занятия проходят дистанционно, большинство пар имеют синхронный формат, то есть преподаватель работает со студентами в режиме реального времени и в постоянном диалоге, следя за прогрессом и комментируя каждый проект.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.