Как получить высшее образование, не выходя из дома?

Как получить высшее образование, не выходя из дома?

Кто сказал, что для получения полноценного образования необходимо обязательно ходить на пары, тратить время на дорогу или даже переезжать из своего города? Для тех, у кого на счету каждая минута, в Школе дизайна НИУ ВШЭ открыт онлайн-бакалавриат, который по качеству и полноте знаний не уступает традиционному бакалавриату!

Хотя все занятия проходят дистанционно, большинство пар имеют синхронный формат, то есть преподаватель работает со студентами в режиме реального времени и в постоянном диалоге, следя за прогрессом и комментируя каждый проект, что максимально приближает онлайн-занятия к аудиторным.

Сейчас Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает обучение в онлайн-формате по семи профилям: «Гейм-дизайн», «Дизайн и программирование», «Анимация и иллюстрация», «3D-постпродакшн» и «Коммуникационный дизайн», включая новые профили, набор на которые стартует в 2024 году: «Дизайн среды и интерьера» и «Дизайн и продвижение цифрового продукта». В этом материале преподаватели и студенты этих профилей рассказали о том, почему они выбрали онлайн обучение, как для них проходят занятия и почему порой такой формат порой может сделать счастливее.

В первую очередь, онлайн-бакалавриат подойдет студентам из регионов, тем, кто не хочет или не может переехать для обучения в Москву, Питер или Нижний Новгород. Учиться онлайн можно из любой точки земного шара. Цифровые инструменты платформы Школы дизайна позволяют получать необходимые знания и активно общаться с преподавателями вне зависимости от того, в какой точке мира вы находитесь.

name

Митя Харшак

Директор по работе филиалов Школы дизайна, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, дизайнер, учредитель и главный редактор журнала «Проектор».

Дизайн среды и интерьера

Профиль онлайн-бакалавриата готовит специалистов в сфере проектирования общественных и частных пространств. Выпускники профиля «Дизайн среды и интерьера» могут работать в сфере проектирования общественного и частного интерьера, ландшафта, средовых и интерьерных объектов, а также найти себя в музейно-экспозиционной индустрии. Архитектор, 3D-визуализатор, лндшафтный архитектор, проектировщик светодизайнер, архитектор виртуальной среды — это только часть профессий, в которых могут найти себя выпускники профиля.

Степан Бугаев, руководитель направления «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, основатель студии «Точка дизайна», участник рейтинга 100 лучших дизайнеров России:

Отрасль дизайна интерьера очень перспективная. Появляются новые курсы, студентов всё больше, и кажется, что сейчас всех интересует интерьер и дизайн. Практически каждое пространство сейчас преобразуется, и привлекать к этому преобразованию дизайнеров является признаком хорошего тона. Это важно в том числе с точки зрения экономии времени, сил и денег. Сейчас в любом пространстве — кафе, ресторане, медицинском центре или даже на Почте России можно увидеть результаты труда дизайнеров.

Мир не стоит на месте. Последние три года разных событий показали нам, что любые, даже самые сложные, переговоры можно проводить онлайн. Это стало нормой. Даже знакомства, собеседования и прочие важные события перемещаются в онлайн. Образование точно так же не стоит на месте — люди становятся более мобильными, по разным причинам. Иногда это просто суровая необходимость, а иногда личное предпочтение — изучать что-то и познавать новое онлайн. Индустрия приспособилась к онлайну, и мы в Вышке также приспособились.

Все преимущества онлайн-формата можно разложить на составляющие. Во-первых, это сама программа Школы дизайна и ее обкатанность, во-вторых — современные преподаватели, которые идут в ногу со временем. Нужно понимать, что удобство онлайна должно быть и для студента, и для преподавателя. Если преподавателю комфортно — это уже залог успеха, потому что он понимает, что делать и как делать в этом формате.

Работы студентов и кураторов профиля «Дизайн среды и интерьера»

Дизайн и продвижение цифрового продукта

В веб-пространстве дизайн и маркетинг практически не отделимы друг от друга, поэтому на профилей онлайн-бакалавриата «Дизайн и продвижение цифрового продукта» мы готовим специалистов на стыке дизайна, цифрового маркетинга, продукта и аналитики.

Наши студенты понимают, как сделать интерфейс сервисов и приложений простым (UI), а пользовательский опыт — удобным (UX). А ещё — как провести необходимые исследования (CustDev), чтобы эти сервисы и приложения были актуальными, как быстро протестировать идею в реальном мире (MVP), как позиционировать и для кого продвигать продукт, над которым они работают (стратегия продвижения, таргетированная реклама, контекст).

Захар День, индустриальный партнер направления «Дизайн и программирование» Школы дизайна НИУ ВШЭ:

Профиль «Дизайн и продвижения цифрового продукта. Онлайн» — это про цифровый дизайн и онлайн-маркетинг. Ключевое слово здесь «онлайн», потому что весь этот маркетинг происходит в интернете: в социальных сетях, в контекстной рекламе и прочих интернет-площадках. В 2020 году, когда нас всех заставили сидеть дома, мы двумя нашими профилями очень легко перешли на дистант. Это не было для нас проблемой, потому что все наши рабочие материалы — код, макеты — находятся в «облаках».

Студенты Школы дизайна изучают системный подход к дизайну, узнают технологии, с которыми им нужно работать, и в этом плане они представляют мощную конкуренцию в индустрии. После обучения на «Дизайне и продвижении цифрового продукта» они узнают всё про то, как работает онлайн-маркетинг, чтобы проектировать, создавать свой дизайн, понимая, как выделить целевую аудиторию, как с ней работать, как определить, на каком языке с ней говорить и так далее. Кроме того, студенты получают навык презентации и защиты своих проектов. Каждый год они создают от 4 до 8 проектов и за 4 года опыт накапливается огромный.

Работы студентов профиля «Дизайн и продвижение цифрового продукта»

Лилия Ахметова, Money Mentor: обучающая платформа для достижения финансовых целей
Лилия Ахметова, Money Mentor: обучающая платформа для достижения финансовых целей
Наталья Шестакова, Вулфи: платформа с развивающими играми для детей
Наталья Шестакова, Вулфи: платформа с развивающими играми для детей
Олеся Шевченко, MARRKA — платформа, объдиняющая работников сцен и заказчиков
Олеся Шевченко, MARRKA — платформа, объдиняющая работников сцен и заказчиков
Анна Еремеева, Цифровая витрина шрифтов студентов Школы дизайна
Анна Еремеева, Цифровая витрина шрифтов студентов Школы дизайна
Фёдор Андрюшин. LiftRunner — трекер спортивного прогресса для клиентов и тренеров
Фёдор Андрюшин. LiftRunner — трекер спортивного прогресса для клиентов и тренеров

Дизайн и программирование

Студенты, изучающие цифровой дизайн на профиле «Дизайн и программирование», проектируют и запускают сайты, лендинги и приложения, а также привыкают ставить задачи квалифицированным разработчикам. Обучаясь дизайну и программированию в одном из лучших вузов страны, вы получите шанс заглянуть в мир будущего и внести вклад в то, каким он будет.

Захар День, индустриальный партнер направления «Дизайн и программирование»:

В программировании удаленная работа — это частый кейс. К тому же оплату за работу зачастую для таких специалистов почасовая. Для профиля онлайн-бакалавриата «Дизайн и программирование» мы взяли лучшие практики из индустрии, все наработки по проекту — коды и дизайны — и хранятся «в облаках», так что для нас онлайн-формат оказался наиболее применимым, без потери качества обучения. Также важно то, что конечный продукт студента представляет из себя сервис или приложение, доступное в сети — так что тут у нас полный симбиоз с форматом образования.

Занятия у студентов проходят точно также, как в офлайне — преподаваель читает лекцию или проводит воркшоп, показывая программы или то, как писать код. Безусловно, есть обратная связь и проверяется посещаемость. Огромный плюс заключается в том, что у студента будет полная запись занятия, которую можно посмотреть в любое время. Если что-то забыли или не поняли — запись в вашем распоряжении! В изучении кодинга это особенно удобно. В онлайне преподают кураторы и технологи из команды профиля «Дизайн и программирование», поэтому уровень образования абсолютно такой же. Это отличный шанс получить высокооплачиваемую и актуальную профессию, буквально не выходя их дома.

Работы студентов профиля «Дизайн и программирование»

Гейм-дизайн

На профиле онлайн-бакалавриата «Гейм-дизайн» студенты становятся профессиональными гейм-дизайнерами, проходят все этапы разработки игры: формулируют замысел, создают концепт-арт, проектируют механику игры, планируют релиз и монетизацию готового продукта.

Александра Суслова, студентка профиля «Гейм-дизайн»:

Игровая разработка очень часто идет именно в онлайн-формате. Это созвоны, созвоны, созвоны. Вы работаете в Воронеже, а ваша художница работает из Сургута. Директор ваш вообще бразилец, в Сан-Пауло живет. Разные часовые пояса, географически очень разнесенные команды, постоянная координация в онлайне. Личные встречи — только как особое событие. Возможно, есть какой-то офис, куда вы и еще 50 ваших коллег ходите на работу, но есть еще партнеры-аутсорсеры, есть ваши коллеги из офиса в Минске (а вы — все еще в Воронеже). Общение идет скорее в чатах и таск-трекерах. Обучение в онлайне к такой жизни готовит очень хорошо.

Это скорее стратегический плюс. Есть позитивные моменты поменьше: утренние пары, особенно в дождь, особенно в субботу, особенно в ноябре, на дистанте проходят гораздо лучше. Или вот общение — всегда есть активные студенты, которые не боятся задать вопрос или сказать: «ну тут вы не совсем правы», — это, конечно, очень здорово. Но некоторые могут быть такими активными в виде текста, им проще написать комментарий в чат, чем взять и сказать. Кроме того, в чат всегда можно кинуть ссылку на игру-пример, ее сразу же могут все запустить, преподаватель может это сразу прокомментировать. Понятно, что это же можно делать и офлайн-режиме, но там это делать сложней. Офлайн — это все-таки формат лекции. Онлайн — это формат стрима и все преимущества стрима.

Виола-Мария Павлова, студентка направления онлайн-профиля «Гейм-дизайн», о разных аспектах обучения в онлайн-формате:

Онлайн я выбрала в связи с переездом из Москвы. Разницы в удобстве взаимодействия с преподами и одногруппниками по ощущениям нет. Чтобы теснее общаться и создавать атмосферу коллектива, мы с ребятами сделали канал нашей группы в дискорде, сидим в нем вместе, когда готовимся к чему-то или просто болтаем. Текстом общаемся в телеграмме, ощущение, что общение даже более плотное, чем было вживую, когда училась на Басманной.

Не согласна с тем, что на онлайне сложнее контролировать себя. Не тратятся силы и время на дорогу, а процент пар, которые пропускаешь, так или иначе сократился, потому что можно просто подключиться где угодно и слушать/работать. У офлайн-учебы своя специфика, своя романтика, особенно от контакта с другими группами и курсами. Перейдя на онлайн, я даже больше сосредоточилась на учёбе, а уют никуда не потерялся.

Ещё супер интересны геймификации, которые иногда устраивают преподаватели: например задания, над которыми по логике нужно работать вживую (те же игры живого действия) ловко перенесли в Миро, Дискорд. Очень забавно заниматься играми, играя в нестандартных обстоятельствах.

Настольная игра «Коллапсар». Алсу Мухамадиева
Настольная игра «Коллапсар». Алсу Мухамадиева
Настольная игра «Торговый путь». Софья Гилева
Настольная игра «Торговый путь». Софья Гилева
Настольная игра «Атас!». Софья Булдина
Настольная игра «Атас!». Софья Булдина
Настольная игра «Мореходы». София Штепа
Настольная игра «Мореходы». София Штепа

Анимация и иллюстрация

На направлении «Анимация и иллюстрация» студенты учатся создавать анимационную 2D- и 3D-анимацию, компьютерные игры, рекламу, интернет-сайты, видеоинсталляции, ТВ-заставки, иллюстрации и комиксы, дополненную реальность.

Вести онлайн, если честно, просто отлично. Коммуникации со студентами это никак не мешает, даже напротив, в некоторых случаях это является дополнительным стимулом быть на занятии (особенно зимой, когда причин не выходить из комнаты больше). В онлайн-формате есть место для импровизации, например, можно попросить кого-то из коллег-кураторов неформально присутствовать на занятии и дать пару комментариев. Такие встречи полезны и эффективны, помогают не замыливать взгляд.

name

Иван Бондаренко

Преподаватель профиля «Анимация и иллюстрация»

О своем опыте обучения на онлайн-бакалавриате подробно рассказала студентка Дарина Спигина:

Обучаться целиком в онлайне — это быть счастливым от того, что можно учиться из разных стран, городов, даже на улице или в кофейне, чувствовать себя наравне со всеми вне зависимости от твоего внешнего вида, твоих возможностей.

Мои ожидания были высокими, однако все мечты оправдались. Не чувствуешь того, что у нас на программе что-то не так, потому что она идентична офлайн бакалавриату, есть отличия, но они незначительные. Я была счастлива, когда поняла, что чувствую себя действительно на своем месте.

Я могу лишь представить обучение на офлайне, но даже там часть занятий проходит онлайн, поэтому на вариативах и майнорах мы занимаемся вместе со всеми кампусами. Мне кажется, что обучение на онлайне чуть проще благодаря экономии времени на дорогу, однако в плане графика и расписания занятий всё практически одинаково. Не ждите того, что вы сможете работать параллельно полноценным графиком, потому что расписание у нас забито, выходной лишь в воскресенье, которое всё равно используешь для работы: доделать проекты, сделать различные домашние задания по непрофильным предметам и т.д.

На первом курсе у меня был график — я вставала рано, ложилась поздно, а сейчас я живу по настроению. Например, я знаю о том, что у меня пара в 11:10, у меня стоит будильник на 9 часов, а после по настроению я могу его передвигать, часто получается так, что встаешь за 20 минут до пары. У меня стоит кольцевая лампа для улучшения света, на фоне стеллаж с книгами, поэтому всегда в кадре чисто и светло. Со второго курса появился второй монитор, сделав мою жизнь ещё лучше, всем советую. Я всегда с включенной камерой на занятиях, поддерживаю преподавателей!

Мне нравится такой формат, пар хватает, чтобы получить комментариев по проектам или тому, что нужно сделать. В любом случае, преподаватели отвечают в личные сообщения в тг или даже могут созвониться, если нужно. Забавно то, что нам кураторы могут ответить и в 3 часа ночи, потому что они тоже работают, поэтому мы не стесняемся того, что можно что-то на обсуждение закинуть в ночи и получить комментарий.

Мне кажется, что я делаю большие шаги. Раньше я рисовала только традиционным способом, сейчас же рисую на компьютере, и я поняла, что мне ближе анимация, чем иллюстрация, даже в голове стали появляться не статичные картинки, а движение. Я мыслю ещё глубже, когда формирую концепцию для проекта.

Когда была абитуриентом, я смотрела проекты студентов Школы и не понимала, как так можно мыслить, а сейчас слышу похвальные комментарии от своих родственников к своим работам. Я рада, что проектный подход изменил взгляд на все работы, которые я делаю. Даже если рисую простую иллюстрацию вне обучения, у неё всегда есть концепция, смысл. У меня выросла насмотренность, визуальный багаж в голове, благодаря которому можно придумывать идеи с нуля.

Работы студентов профиля «Анимация и иллюстрация»

Коммуникационный дизайн

На профиле «Коммуникационный дизайн» студенты становятся универсальными дизайнерами и арт-директорами, выполняя полный комплекс задач по созданию айдентики современного бренда, а также разрабатывают фирменный стиль, проектируют печатные издания и пробуют себя в сложном мультимедийном дизайне.

Евгения Ломакина, дизайнер, руководитель базового курса коммуникационного дизайна в Школе дизайна НИУ ВШЭ, о своем опыте преподавания на онлайн-бакалавариате:

Я считаю, что онлайн-образование — это отличная возможность учиться, где ты хочешь и чему ты хочешь, из любой точки Земли. Теперь совсем не обязательно «ехать поступать в Москву» и потом тратить свои первые заработки на аренду жилья. Благодаря онлайн-программам наши студенты могут учиться у ведущих кураторов Школы — каждый из которых является величиной в своей индустрии — находясь в комфортном для себя месте, будь то родной дом или бунгало на Бали. Программы всех наших базовых курсов в любом кампусе Школы и в любом формате — включая онлайн-обучение — практически идентичны.

Конечно, здесь есть определённые нюансы, касающиеся так называемой «студенческой жизни», однако мои студенты — бакалавры онлайн-программы прекрасно общаются между собой, ездят друг к другу в гости и успешно налаживают социальные связи по всей Школе. По опыту могу ещё сказать, что и качество получаемых знаний у тех, кто учится дистанционно, не страдает: студенты онлайн-бакалавриата так же занимают призовые места в профессиональных конкурсах, получают высокие баллы и выгодные предложения по работе, печатаются в журналах по дизайну.

Когда я начала преподавать онлайн, для меня не было различий в методе преподавания. Точно так же, как и в офлайн-группах, мы занимаемся индивидуально с каждым студентом, без предзаписанных лекций, всей группой обсуждаем проблемы и методы их решения, стараемся чаще выполнять синхронно какие-то мелкие задачи, проводим воркшопы. Проектная работа предполагает большое количество консультаций с каждым студентом, и в моих группах всегда приветствуется коллегиальное обсуждение.

Студия керамики на вулкане «OBZHIG». Александра Цой
Студия керамики на вулкане «OBZHIG». Александра Цой
Нано-ресторан NANOREST. Анастасия Шарапова
Нано-ресторан NANOREST. Анастасия Шарапова
Кошачий ресторан японской кухни «KASHA». Юлия Чернобахтова
Кошачий ресторан японской кухни «KASHA». Юлия Чернобахтова
Психологический квест «Лабиринт». Арина Остапенко
Психологический квест «Лабиринт». Арина Остапенко

3D-постпродакшн

Формат онлайн-обучения на профиле Школе дизайна является очным ничем не отличается ни по качеству образования, ни по итоговому документу от офлайн формата. Обучение организовано в соответствии с сформированным расписанием и все виды взаимодействия с преподавателями и кураторами проходят только в формате общения в синхронном режиме реального времени.

Студенты профиля «3D-постпродакшн» учатся создавать эффектные, реалистичные или стилизованные, изображения, соответствующие поставленной художественной цели; разрабатывать и внедрять проектные инструменты для решения, в том числе, нестандартных производственных задач; понимать психологию человеческого восприятия визуального ряда; правильно регулировать собственное самочувствие в условиях многозадачности и ограниченного времени.

Элина Волкова, студентка профиля «3D-постпродакшн», рассказала про преимущества, которые она видит в онлайн-обучении:

На мой взгляд, в условиях онлайн-обучения качество коммуникации между преподавателями и студентами не ухудшается: в нвшем взаимодействии мы активно используем различные способы виртуального общения, от мессенджеров до видеоконференций, так что поддерживать связь с человеком с целью обсуждения тех или иных практических вопросов зачастую возможно даже во внеучебные часы.

Более того, с переходом на онлайн-обучение у нас появляется больше возможностей для фиксирования полезной информации, так как ассистенты групп ведут записи онлайн-лекций, чтобы при необходимости каждый мог вернуться и пересмотреть момент занятия, требующий отдельного внимания.

По моему мнению, преподаватели кураторы Школы дизайна внимательны, активны и пунктуальны в вопросах осуществления организации и контроля качества обучения. Ассистенты же, которым также зачастую поручаются координационные работы, ответственные, инициативные и трудолюбивые, поэтому все всегда на связи и получение обратной связи происходит ежедневно.

Обучаясь на профиле, ты имеешь возможность получить базовые знания во многих направлениях сферы трехмерной графики и поспродакшена и, конечно, возможность собрать приличное портфолио из наиболее удачных проектов. Все это в совокупности дает каждому из ребят шанс на удачное начало развития карьеры в отрасли создания кинематографа и геймдев-индустрии.

Если говорить откровенно, я не считаю, что между абитуриентами должны существовать какие-либо различия на почве готовности для онлайн или офлайн обучения. Вместе с этим, как мне кажется, студенты, которые настроены на получение онлайн-образования, должны заранее позаботиться о том, чтобы быть подобающе технически оснащенными для предстоящего обучения и будущей работы. Это, кстати, еще одно важное преимущество, так как кураторы всегда заранее подробно консультируют по поводу технических требований к твоему рабочему месту и характеристикам необходимой техники.

Работы студентов профиля «3D-постпродакшн»

Преимущества онлайн-обучения в Школе дизайна

Face to face обучение

На занятиях вы будете в постоянном видео-диалоге с вашими преподавателями, что позволяет уделить внимание каждому проекту и следить за прогрессом каждого студента.

Университетская атмосфера

В ежедневном режиме вы будете заниматься вместе с группой и вашим куратором, а также поддерживать связь в чатах и обмениваться опытом на совместных просмотрах с другими студентами Школы дизайна.

Обучение в небольших группах

В каждой группе учится не более 24 человек под руководством куратора группы. Это позволяет сохранить индивидуальный подход в онлайн-формате.

Диплом бакалавра НИУ ВШЭ

По окончании обучения вы получите диплом государственного образца — абсолютно такой же, как и на офлайн-программах Школы дизайна. Студенты онлайн-бакалавриата имеют такие же права и льготы, как и другие студенты.

День открытых дверей

11 ФЕВРАЛЯ, 11:00 по Москве

Читайте также

«Дизайнер интерьера должен любить людей». Интервью со Степаном Бугаевым

В новом интервью для DESIGN.HSE Степан Бугаев, руководитель направления «Дизайн интерьера», рассказал о перспективах для дизайнеров интерьера (спойлер: это очень перспективно), плюсах обучения в онлайне, создании масштабных проектов для звёзд и о том, почему дизайнер должен быть эмпатом.

Евгения Ломакина: «Онлайн-образование — это возможность учиться, где ты хочешь и чему ты хочешь, из любой точки Земли»

Наступившая цифровая эпоха диктует свои законы. Дистанционное обучение, которое всего несколько лет назад казалось вынужденной и временной мерой, в 2023-м стало важным и востребованным сегментом современного образования. Об этом и многом другом мы поговорили с Евгенией Ломакиной — куратором направления «Коммуникационный дизайн», координирующей, в числе прочего, развитие онлайн-программ в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Онлайн-бакалавриат — инновационная программа, которая позволяет объединить преимущества проектного подхода к дизайн-образованию и цифровых компетенций дистанционного формата для подготовки востребованных профессионалов, которые могут работать и в офисе, и удаленно в российских и международных компаниях, агентствах, проектах.

Онлайн-бакалавриат — совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ — Пермь. В рамках программы каждый абитуриент может выбрать один из профилей обучения: Коммуникационный дизайн, Анимация и иллюстрация, Гейм-дизайн, Дизайн и программирование, Дизайн и продвижение цифрового продукта, 3D-постпродакшн, а также новый профиля Дизайн среды и интерьера. Хотя все занятия проходят дистанционно, большинство пар имеют синхронный формат, то есть преподаватель работает со студентами в режиме реального времени и в постоянном диалоге, следя за прогрессом и комментируя каждый проект.

Подробнее