По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
НАБОР 2025
«Думаю, профессиональный художник слово «вдохновение» не использует: ты просто берёшь и работаешь, и в процессе работы происходит что-то волшебное. Или почти волшебное. Или совсем нет... Но если нет, то это тоже «да». Когда не получается — значит, получается всё равно что-то важное, важное на твоём пути. Развивайте гибкость, чтобы распознавать в ошибках открытия», — Константин Аджер, руководитель профиля.
Главной отличительной чертой профиля «Современное искусство» в сравнении с другими подобными программами российских вузов является то, что его студенты приобретают практические навыки работы в области современного искусства и дизайна.
Цель профиля — подготовить художников, которые не будут ограничены рамками узкой специализации, а смогут полностью контролировать каждый этап развития своего проекта — от идеи до презентации и документации. Ведь современный художник — это не просто творец, но и человек, который должен разбираться в технических аспектах, связанных с творчеством, а также в законах, по которым работает арт-индустрия. Он должен уметь выстраивать коммуникацию со своей аудиторией и прогнозировать её поведение, а также вести PR-кампании и хорошо ориентироваться в профессиональном сообществе.
Не менее значим и междисциплинарный подход. Наш профиль готовит специалистов, способных работать в самых разных жанрах современного искусства. Учебная программа бакалавриата включает в себя профессиональную подготовку по всем актуальным формам художественного проекта: серия графики, серия картин, объект, инсталляция, перформанс, видео. Студенты осваивают графические и мультимедийные технологии, учатся проводить и оформлять визуальные исследования, проектировать выставки, верстать сайты, многостраничные издания и плакаты, изучают программные пакеты для 3D-моделирования и видеомонтажа.
Также в процессе обучения студенты получают комплексные знания по истории и теории культуры, углубленно изучают историю дизайна, кино, моды и архитектуры, занимаются аналитической и исследовательской работой.
Выпускники бакалавриата «Современное искусство» принимают участие в различных российских и международных выставочных проектах, охватывающих широкий спектр направлений — от перформанса до живописи. Они представляют свои работы на крупнейших арт-ярмарках, а также регулярно участвуют в выставках в HSE ART GALLERY и на других площадках.
БАКАЛАВРИАТ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА НИУ ВШЭ: Современное искусство. Экранные искусства. Саунд-арт и саунд-дизайн. Концепт-арт и цифровое искусство. Ивент. Театр. Перформанс || 16 февраля 2025, 13:00
Студенты I курса начинают своё обучение в рамках базовой специализации «Современное искусство. Художник». Они изучают специфику создания художественных институций, разрабатывают собственную концепцию институции, придумывают для неё малый фирменный стиль, прорабатывают идею пространства, связанную с созданным стилем институции.
Также первокурсники разрабатывают концепцию выставки для придуманной ими институции. Предложенная концепция выставки реализуется в формате многостраничного издания (журнал, буклет, книга), а также серии плакатов, соответствующих кураторской выставочной идее.
В течение первого года обучения студенты учатся проектировать пространство или серию пространств в контексте годовой проектной темы, создают навигацию этих пространств, а также делают два ролика, презентующих «Вымышленный манифест художника» и собственный манифест студента.
Студенты, решившие продолжить своё обучение в рамках базовой специализации, на II курсе работают, в основном, в практическом поле как художники. Вначале они создают серию картин, для чего изучают различные техники и художественные приёмы работы с плоским изображением. Затем осваивают принципы организации перформанса: делают несколько исследовательских работ, выполняют специальные упражнения, узнают о методах организации видео- и фотосъёмки, которые позволяют представить на защите свой собственный перформанс.
Следующим важным этапом обучения на II курсе становится работа над проект-процессом (work in progress) — междисциплинарным групповым проектом в жанре ХМАТ (Художественный междисциплинарный антитеатр). Это помогает студентам научиться работать в команде. Специально выделенные для проекта пространства акцентируют внимание учащихся на принципах и методах коллективного творчества, результатом которого становятся тотальная инсталляция и перформанс внутри неё.
Студенты создают проект визуального исследования — многостраничного издания, в состав которого включены вступительный текст и иллюстративный материал, подробно анализируемый в работе. Реализация исследования помогает студентам осуществить выбор своей годовой проектной темы и даёт базу для будущей разработки этого проекта.
Студенты III курса создают авторский проект, требующий коммуникации с актёрами, перформерами и другими участниками творческого процесса.
Следующим этапом становится разработка инсталляции, предполагающей участие в ней зрителя. Для этого студенты осваивают навыки работы со сценариями взаимодействия, а также проектирование интерактивных инсталляций.
Также на третьем году обучения студенты изучают специфику художественных интервенций в городской среде — интерпретацию контекста, проектирования поведения зрителей, специфику монтажа и демонтажа временных проектов для городской среды.
После пройденных этапов каждый учащийся реализует свой персональный выставочный проект, в котором особое внимание уделено контекстуализации художественного высказывания, приёмам освоения неспецифических выставочных пространств.
Для реализации нескольких этапов работы на III курсе используются материалы, представляющие её внутренний процесс: концепции проектов с фото- и видеорегистрацией, календарные планы проектов, отчёты об их реализации, планы и развёрстка стен экспозиции, сметы проектов, сценарии, чертежи перформансов, инсталляций и многое другое.
На IV курсе студенты занимаются подготовкой выпускной квалификационной работы.
На первом этапе учащиеся работают над визуальным исследованием в формате многостраничного издания (книги), тематически связанным с темой диплома. Каждая работа включает в себя авторские тексты и логически выстроенный иллюстративный ряд, помогающий проанализировать выбранную тему.
На втором этапе студент приступает к выполнению дипломного проекта, который обязательно должен быть связан с организацией публичного мероприятия (открытие выставки, показ видеоработы, перформанса). Документация мероприятия входит в финальную презентацию на защите.
В первую очередь студенты знакомятся с инструментарием нескольких ключевых программ: софтом для монтажа и обработки видео, векторной и растровой графики, вёрстки многостраничных изданий и т. д.
Затем погружаются в изучение типографики, принципов веб-паблишинга. А на третьем году обучения выбирают из широкого списка вариативных дисциплин, связанных с видеоартом, каллиграфией, генеративной графикой и многими другими сферами применения дизайна, что позволяет расширить спектр приобретаемых знаний.
Параллельно с этим, начиная с первого курса, студенты в рамках отдельных занятий работают над множеством проектов, меняющихся от модуля к модулю. В числе прочего за время обучения осваиваются практики создания книги художника, скульптурных объектов, текстильных арт-объектов, иллюстративных серий.
Серия курсов по истории и теории искусства позволяет студентам составить комплексное представление о главных эпохах живописи, скульптуры, архитектуры. Учащиеся приобретают навыки анализа классических памятников культуры, знакомятся с ключевыми именами, периодами и школами мирового искусства от Древнего мира до XXI столетия.
Со второго года обучения на выбор студентов предлагается широкий набор курсов, позволяющих углубиться в конкретную область культуры в диапазоне от классической архитектуры и психологии визуального восприятия до истории графического дизайна, комикса, кинематографии разных стран.
Подробная информация о дисциплинах, которые изучают студенты в каждом модуле, содержится в «Карте креативных компетенций».
Задача конкурса — открывать новые таланты среди потенциальных абитуриентов НИУ ВШЭ и объединить на одной площадке перспективных молодых художников в различных областях искусства. По итогам конкурса можно получить скидку до 100% от стоимости обучения в бакалавриате «Современное искусство».
О программе
Контакты
От 30% до 100%
Академическая руководительница программы «Дизайн», руководительница направления «Современное искусство», художница, куратор
Руководитель профиля «Современное искусство», художник, дизайнер, участник арт-групп «Запасной выход» и ESCAPE
Преподаватель направления «Современное искусство», художник, куратор, арт-критик, лауреат премии Кандинского
Преподаватель профиля «Дизайн и современное искусство», дизайнер, иллюстратор, художник и куратор проектов в области современного искусства, лауреат премии «Инновация»
Преподаватель направления «Современное искусство», художник, литератор, режиссёр, продюсер, член группы «Синие носы»
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Заполнив эту форму, вы получите всю необходимую информацию о поступлении в бакалавриат «Современное искусство».
Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в список 100 лучших молодых университетов мира, Top-3 лучших российских вузов в категории Art & Design (QS) и состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.