«Наши студенты — это будущее российской музыки». Интервью с Евгением Вороновским

В этом интервью Евгений рассказал об уникальности направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», в чем разница между саунд-дизайнером и композитором, и кем после выпуска становятся студенты направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Музыкант, саунд-артист, преподаватель, руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Публиковался на многих международных независимых лейблах: Drone records, EE Tapes, Long Arms, AFE records, Mechanoise Labs, Substantia Innominata, Nazlo records, Monochrome vision, NEN records и многих других.

Расскажи о своем творческом пути. С чего началась твоя карьера в саунд-арте?

Если под саунд-артом понимать звуковые инсталляции и галерейный формат, то я отсчитываю начало своего пути со звуковой инсталляции «Причины Искрения» (галерея ТРИУМФ, 2016). Я озвучил тогда инсталляцию одного мультимедийного художника. Также к саунд-арту относятся работы «Диспозиция» (VAC, MOMMA 2018) и «САД ИМ.» (премия Инновация, 2019), созданные в соавторстве с современными художниками, в этих проектах я также отвечал за звук.

Если же брать шире, то я занимаюсь этим намного раньше — с 1998 года, когда были опубликованы мои первые шумовые и электроакустические проекты. Начиная с конца 90-х я довольно активно занимался шумовыми перформансами, разнообразной экспериментальной электроникой, часто с уклоном в дроун, нойз и пост-индастриал. Яркий пример — выступление в Соборе Св. Петра в Бремене (Reicher Electronischer Musiek, 2005), с использованием оригинальной акустики старинного немецкого храма.

«Наши студенты — это будущее российской музыки». Интервью с Евгением Вороновским

Поговорим о преподавании. Как ты к этому пришел? В чем заключается твой персональный подход к преподаванию?

Когда я учился в Московской Консерватории, у меня была заветная мечта — чтобы новейшую музыку, в том числе разновидности поп-музыки, можно было изучать институционально. Существует огромный пласт современной и достаточно известной музыки, которая заслуживает пристального внимания и анализа. Для первичного ознакомления с современным авангардом я бы рекомендовал полную дискографию лейбла Tzadik.

Я рассказываю на своих лекциях многое о подобной музыке. И, конечно, параллельно мы всегда работаем над каким-нибудь интересным проектом.

В учебной программе нашего направления существенную роль занимает пул дисциплин, связанный с медиа: от диджеинга и студийного сведения до саунд-дизайна в рекламе, галерейных звуковых инсталляций и музыки для компьютерных игр.

Конечно, у нас есть масса предметов по более «приземлённым», ремесленным дисциплинам: от диджеинга и студийного сведения, до саунд-дизайна в рекламе и музыке для компьютерных игр. Но интеллектуальной, концептуальной, авангардной музыке мы уделяем на занятиях достаточно внимания, это наше отличительное качество.

Наши студенты — универсальные специалисты, которые с одинаковым успехом могут написать оригинальный авторский саундтрек, составить звуковую библиотеку для фильма или компьютерной игры, разработать концептуальную инсталляцию и написать исследование о саунд-арте.

Gen 85 — первый и пока единственный генератор экспериментальной музыки в мире. Его создали студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ под руководством Евгения Вороновского. Это генеративная абстрактная электроника со свободными авторскими правами, которая оптимально подойдет для выставочного пространства, стримов, перформансов, театра, компьютерных игр, интерактивного использования на концертах экспериментальной музыки, в качестве источников сэмплирования и для индивидуального прослушивания.

Расскажи, какие профессии есть внутри саунд-индустрии? Кем смогут работать выпускники?

Существует множество профессий, но основная, на которой я бы сейчас сфокусировался — это саунд-дизайнер для игровой индустрии, кино, рекламы. Специалист, который отвечает за звуковые эффекты, звуковую среду, джинглы и прочие небольшие элементы музыкальной формы.

А также саундпродюсер- специалист, осуществляющий работу «под ключ» — от разработки концепции проекта и технического райдера выступления, до студийной записи и практической реализации музыкального проекта.

В чем разница между саунд-дизайнером и композитором-аранжировщиком?

Cаунд-дизайнер — это мастер звуковых эффектов, озвучивания сцен по таймкоду, разработчик интересных тембров и запоминающихся звуков, а также композитор в области функциональной музыки: джинглы, тизеры, фон, музыка по референсу и техническому заданию. Композитор работает с более крупными и сложносоставными формами — от песни до симфонии или альбома. Композитор работает с мелодиями и гармониями, саунд дизайнер — с тембрами и звуками. Хотя в современной музыке можно встретить практически любые сочетания звуков, тембров и техник работы. Грань между музыкой, тишиной и шумом была стёрта в середине XX века Джоном Кейджем, автором самого понятия «экспериментальная музыка».

Наши студенты — универсальные специалисты, которые с одинаковым успехом могут написать оригинальный авторский саундтрек, составить звуковую библиотеку для фильма или компьютерной игры, разработать концептуальную инсталляцию и написать исследование о саунд-арте.

После обучения на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн» у выпускников есть весь необходимый вокабуляр и комплекс технических и художественных навыков,подтвержденный дипломом государственного образца. На данный момент мы единственный за всю историю России институт современной музыки и саунд-дизайна с полноценной четырехгодичной академической программой.

Какой он — студент направления «Саунд-арт и саунд-дизайн»?

У нас есть 4 курса, и группы, которые сформировались на этих курсах — очень разные. На одном курсе превалируют композиторы-аранжировщики, на другом — больше битмейкеров и клубных артистов с уклоном в диджеинг, отдельные потоки студентов больше ориентированы на современное искусство и концептронику, а среди выпускников есть целый ряд рок-музыкантов и саундпродюсеров. В этом году мы вручаем наши первые дипломы, и это будет без преувеличений исторический момент, которого мы с нетерпением ожидаем!

Работы студентов направления «Саунд-арт и саунд-дизайн»

Кем видят себя твои студенты?

По большей части это композиторы и саунд-продюсеры, есть и несколько концептуальных саунд-артистов. В отдельных случаях студенты после обучения приходят к нам работать преподавателями, у нас пока два таких примера, которыми мы особенно гордимся.

Как ты выстраиваешь коммуникацию со студентами?

Как правило, наши занятия делятся на две части: теоретически-лекционная и проектно-ориентированная. В первом случае идёт речь о каком-нибудь артисте, лейбле, техническом или художественном приёме. Во втором — это технические тренинги и туториалы по работе в звуковых редакторах и рабочих станциях. На занятиях мы ведём диалоги, беседуем, слушаем работы и наброски друг друга, разбираем их, высказываем мнения. Это комбинированный формат, состоящий из лекции и воркшопа. Со многими выпускниками у нас дружеские отношения, они очень интересные и образованные люди, лучшие из тех, кого я вообще когда-либо встречал.

Как ты видишь творческое развитие своих выпускников?

Мы стремимся к тому, чтобы отучившиеся у нас студенты самым непосредственным образом влияли на то, чтобы музыка в нашей стране развивалась, организовывали собственные лейблы и коммюнити, фестивали, на которых бы сами выступали и привлекали бы других — занимались бы промоутерской и артистической деятельностью, сотрудничали с театрами и галереями и писали бы для них саунд-треки, в том числе для компьютерных игр, кино и анимации. Поэтому начиная со второго курса мы выводим их на профессиональные площадки и студии, среди которых такие клубы как Мутабор, Бумажная Фабрика, Powerhouse, Зотов-центр, кинотеатр Иллюзион, Электротеатр, МТЮЗ, различные студии звукозаписи и многое другое.

3 июля Лаборатория Саунд-дизайна НИУ ВШЭ проведет своё самое масштабное событие — фестиваль дружбы музыки и искусства в клубе Powerhouse. В этот раз концертная программа не ограничится музыкой и покажет силу коллаборационных проектов, основанных на коммуникации с разными медиа и взаимном доверии. Совместно с музыкальными выступлениями преподавателей и студентов образовательного направления «Sound Art & Sound Design», участники других профилей Школы Дизайна создадут и представят свои работы, переплетающиеся с музыкой в единое целое.
21 мая открывается выставка «Чёрная земля, Белый шум, Красный холм!», где будут представлены пространственные многоканальные звуковые композиции, подготовленные студентами и преподавателями направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» Школы Дизайна НИУ ВШЭ. Также на открытии выставки артисты направления исполнят серию саунд-арт перформансов.
8 сентября с 19:00 до 23:00 в клубе «Бумажная фабрика» пройдет концерт отделения ДПО «Музыкальное продюсирование» Школы дизайна НИУ ВШЭ, на котором выступят его выпускники и их куратор Алексей Борисов.
20 апреля в клубе Powerhouse Лаборатория саунд-дизайна Школы Дизайна НИУ ВШЭ проведет очередное мероприятие — коллективный перформанс SELF-DISTORTION. Событие будет посвящено различным вариациям шумовой, экспериментальной и предельно эмоциональной музыки, благодаря которой мы постараемся осмыслить стремительно изменившуюся реальность. Обращаясь к экстремальному искусству, музыканты хотят найти новые ресурсы для борьбы с коллективной тревогой и попытаться надолго потерять ее в слоях шума и музыки.
20 февраля с 19:00 в зале-конструкторе КЦ ЗИЛ пройдет концерт студентов и преподавателей двух направлений Школы Дизайна НИУ ВШЭ — «Саунд-арт и саунд-дизайн» и «Дизайн и программирование» — «Музыка для конца света». Аудиовизуальная программа выстроена так, что звук и изображение не просто дополняют друг друга, но сообща эволюционируют по определенным правилам. Концерт — не только результат общей работы над проектом, но и попытка порассуждать о коллективном опыте переживания звукового и визуального потока. Приглашаем всех желающих — вход на мероприятие свободный.

Что входит в программу курса по саунд-арту?

Наша уникальная четырехлетняя программа выстроена в соответствии с общей концепцией Школы Дизайна НИУ ВШЭ — это проектное образование, два цифровых портфолио и Карта Креативных Компетенций — система, позволяющая систематизировать наши дисциплины.

Первый курс — базовый, и совмещает основы теории музыки, графического дизайна и работу в цифровых звуковых рабочих станциях.

Второй — больше ориентирован на прикладные дисциплины: звукорежиссуру, цифровую среду программирования Pure Data, звук в рекламе, параллельно студенты изучают критическую историю современной музыки и учатся писать графические партитуры для перформансов и электроники.

Третий курс — это кураторские проекты: инсталяции, пространственный звук, авторский музыкальный проект и композиция.

На четвертом — студенты работают над собственным дипломным проектом под руководством научного руководителя, а также выносят полученные навыки на внешние театральные и студийные площадки.

Таким образом, мы — единственная в РФ академия саунд-дизайна и экспериментальной электроники, предлагающая систематизированное проектно-ориентированное образование в области современной музыки, подкрепленное дипломом от лучшей в РФ арт-институции — Школы Дизайна ВШЭ. Мы — сообщество с собственным дискурсом и звучанием, а наши студенты — это будущее российской музыки, современного искусства и саунд-дизайна!

Читайте также

«Локальные специалисты, компетентные в UX/UI, — это индикатор успешности и привлекательности региона». Интервью с Антоном Лариным

Новый материал посвящëн знакомству с куратором II-го курса бакалавров профиля «UX/UI и frontend-разработка» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Антоном Лариным, UX/UI-дизайнером, арт-директором в компании "Моризо".Что из себя представляет UX/UI и frontend-разработка? Почему важно развивать компетенции локальных специалистов? И в чём же главная миссия дизайна интерфейсов? На эти вопросы отвечает Антон в интервью .

«Важно взращивать в себе постоянное неравнодушие и внимание к действительности». Интервью с кураторами направления «Фотография»

Фотография — что это? Технология записи изображения на светочувствительном материале или матрице цифрового фотоаппарата — или один из видов изобразительного искусства, занимающий ключевое место в массовой культуре современности? О том, что это за медиум, как учат фотографии в Школе дизайна и почему возникли фотоконкурс и фотожурнал «Отпечаток», мы поговорили с Ксенией Плотниковой, Владимиром Левашовым и Евгенией Соломатиной.

Профиль бакалавриата

Саунд-арт и саунд-дизайн

Студенты профиля изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.