«Дизайнер интерьера должен любить людей». Интервью со Степаном Бугаевым

В новом интервью для DESIGN.HSE Степан Бугаев, руководитель направления «Дизайн интерьера», рассказал о перспективах для дизайнеров интерьера (спойлер: это очень перспективно), плюсах обучения в онлайне, создании масштабных проектов для звёзд и о том, почему дизайнер должен быть эмпатом.

Кстати, мы создали большой материал про онлайн-бакалавриат, в котором студенты и кураторы Школы дизайна поделились своими впечатлениями от дистанционного обучения.

Руководитель направления «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Основатель студии «Точка дизайна», участник рейтинга 100 лучших дизайнеров России.

Степан, расскажите немного о себе, о вашем карьерном пути и том, как Школа дизайна появилась в вашей жизни?

Я закончил Московский физико-технический институт, а после — Высшую школу экономики, факультет бизнес-информатики. Это как раз был их первый магистерский набор. Потом судьба занесла меня в компанию, которая занимается умными домами. В ней я проектировал систему беспроводных умных домов, и мы были пионерами этой технологии на тот момент. Сейчас эта технология используется чуть ли не во всех устройствах Яндекса и стала очень распространенной.

Когда мы делали эти дома, я очень много смотрел на то, как мои коллеги по цеху, которые занимались более полноценными умными домами, проектируют эти системы, а параллельно с ними на очень больших проектах трудятся дизайнеры-архитекторы. Для меня это всегда было крайне интересно, и я обязательно ездил на эти объекты. Область архитектуры и дизайна интерьера показалась мне очень востребованной.

Благодаря образованию в области бизнес-информатики и по своему характеру я обладаю стремлением все упорядочивать, и я решил, что начну делать свой бизнес в дизайне интерьера, архитектуре, управлении проектами в проектировании и строительстве. Так что я 15 лет занимался своей компанией и настройкой этой деятельности, и мы много чего сделали за это время. В нашей студии «Точка дизайна» очень большой штат — порядка 100 человек, студия уверенно чувствует себя на рынке в Москве, и мы входим в разные классные рейтинги. У нас сумасшедше-крутые заказчики — лучшие девелоперы страны, частные клиенты. Мы реализовали уже более 2000 проектов.

6 лет назад меня приглаили сделать короткий курс в Школе дизайна. Созданный мной курс оказался успешным, мы поговорили с руководителем Школы дизайна Арсением Мещеряковым, и он предложил мне заняться всеми курсами по интерьеру. После этого были созданы курсы дополнительного образования, а на данный момент открыта вся линейка курсов направления: ДПО, магистратура, бакалавриат и онлайн-бакалавриат. Сейчас я штатный преподаватель Школы, куратор направления «Дизайн интерьера».

Расскажите о самых интересных, сложных, необычных задачах и проектах, с которыми вам приходилось сталкиваться в своей практике?

Каждый проект — по-своему сложный и необычный. Траектория развития усложнения проектов выстраивается так, что каждый следующий проект, который нам доверяют, всё более сложный. Это широкое разнообразие — частные проекты, большие дома по несколько сотен метров, пентхаусы.

Моя настоящая страсть — это общественные интерьеры — места, которыми пользуется большое количество людей. На сегодняшний день мы спроектировали интерьер школы в Люберцах, несколько стоматологических клиник, сделали реконструкцию библиотеки в городе Апатиты. Также на сегодняшний день мы проектируем практически все жилые дома. Это могут быть интерьеры квартир, которые продает застройщик с готовой отделкой, либо места общего пользования — лобби, входные группы. Мы работаем со звездами и делаем интерьеры для их квартир и домов: телеведущий Андрей Малахов, маркетолог номер один в нашей стране Игорь Манн, тренер сборной России по фигурному катанию Этери Тутберидзе. К каждому проекту мы относимся как к особенному.

Проекты студии «Точка дизайна»

Квартира для Андрея Малахова
Квартира для Андрея Малахова
Проект реконструкции библиотеки им. Л. А. Гладиной в г. Апатиты
Проект реконструкции библиотеки им. Л. А. Гладиной в г. Апатиты
Дизайн дома в белом минимализме
Дизайн дома в белом минимализме
Дизайн дома в белом минимализме
Дизайн дома в белом минимализме
Проект флагманского небоскреба в центре Ташкента
Проект флагманского небоскреба в центре Ташкента
Дизайн для детской клиники ДокДети
Дизайн для детской клиники ДокДети
Большая квартира в ЖК Триколор на ВДНХ
Большая квартира в ЖК Триколор на ВДНХ

Какими качествами — профессиональными и личностными — должен, по вашему мнению, обладать дизайнер интерьера?

Дизайнер интерьера должен любить людей — это его личное качество. Он должен быть внимательным к человеку или группе людей, с которыми он работает, хорошо себе представлять клиента. У него должна быть развита эмпатия. Это не относится к понятиям экстраверсии или интроверсии — тут важна эмпатия и чувство любви к тому, кому ты помогаешь.

Должны быть такие качества, как обязательность и ответственность, потому что в какой-то момент некоторые просто убирают руки с руля и говорят: «дальше меня это не волнует». Мне кажется, что по-настоящему хорошие проекты происходят тогда, когда ты вовлечен и выкладываешься на 110%, что называется, «с горочкой», и посыпаешь результат сахарной пудрой.

Если говорить о профессиональных качествах — недавно у меня вышла большая статья на портале Design Mate, где я говорю о том, что на сегодняшний день дизайн — это индустрия сервиса, и каждый, кто идет в дизайн, должен понимать, что он, как ни крути, оказывает сервисную услугу. Нужно душить в себе дизайнерский эгоизм и в первую очередь решать задачи, которые перед тобой стоят. Профессионализм заключается в том, чтобы балансировать между поставленными задачами и своими идеями, уметь вовремя их предлагать. Но для этого нужно иметь эти идеи и навыки, имя и опыт, чтобы к тебе прислушивались.

Расскажите немного об индустрии — какие перспективы для молодых специалистов сейчас есть? Насколько это востребованная профессия? Какие тенденции развития отрасли вы отмечаете в последнее время?

Отрасль очень перспективная. Появляются новые курсы, студентов всё больше, и кажется, что сейчас всех интересует интерьер и дизайн. Практически каждое пространство сейчас преобразуется, и привлекать к этому преобразованию дизайнеров является признаком хорошего тона. Это важно в том числе с точки зрения экономии времени, сил и денег. Сейчас в любом пространстве — кафе, ресторане, медицинском центре или даже на Почте России можно увидеть результаты труда дизайнеров.

Наверное, главная тенденция заключается в том, что существует четкое разделение на более узкие специализации дизайнеров. Несмотря на то, что дизайнер должен понимать, как устроены все фазы работы, можно определяться с тем, чем вы хотите заниматься более плотно. Быть только концептуалистом, или тем, кто создаёт документацию, 3D-визуализации, заниматься комплектацией проекта. Появляются более узкие специализации внутри большой и можно развиваться в них. Также особенность нашего времени заключается в том, что заказчик — это не всегда конечное звено. Начинают появляться большие экосистемные игроки в виде девелоперов, застройщиков или больших корпораций, и ты работаешь не с конечным клиентом, а с группой людей — маркетологами, продуктологами, которые определяют будущий продукт, переходящий в дальнейшем к частному клиенту.

Стоит упомянуть, что нейросети и технологические новшества тоже навязывает свои тенденции — нужно держать руку на пульсе и понимать, куда устремляются эти технологии, что нужно постоянно изучать новое: программы, средства и инструменты. Это целая ниша, инструменты которой могут всю рутину перевести в новый формат.

Мне кажется, что по-настоящему хорошие проекты происходят тогда, когда ты вовлечен и выкладываешься на 110%, что называется, «с горочкой», и посыпаешь результат сахарной пудрой.

Какие преимущества, на ваш взгляд, имеет онлайн-образование? Для кого такой формат подойдет больше всего? Наверняка у абитуриентов есть сомнения, что можно получить хорошее образование в таком формате

Мир не стоит на месте. Последние три года разных событий показали нам, что любые, даже самые сложные, переговоры можно проводить онлайн. Это стало нормой. Даже знакомства, собеседования и прочие важные события тоже перемещаются в онлайн. Образование точно так же не стоит на месте — люди становятся более мобильными, по разным причинам. Иногда это просто суровая необходимость, а иногда личное предпочтение — изучать что-то и познавать новое онлайн. Индустрия приспособилась к онлайну и мы в Вышке также приспособились.

Все преимущества онлайн-формата можно разложить на составляющие. Во-первых, это сама программа Школы дизайна и ее обкатанность, во-вторых — современные преподаватели, которые идут в ногу со временем. Нужно понимать, что удобство онлайна должно быть и для студента, и для преподавателя. Если преподавателю комфортно — это уже залог успеха, потому что он понимает, что делать и как делать в этом формате.

Следующим кирпичиком в успешности онлайна является методология. Есть небольшие различия в онлайне и офлайне. Например, подстраивается арт-практика, методология проверки знаний, больше нагрузка на общение в чатах. Всё это можно сделать очень эффективным, и в Вышке это уже эффективно и даже имеет дополнительные преимущества. Можно экономить время и деньги, не переезжая в Москву, ведь для многих это является большим стрессом, особенно в бакалавриате, когда совсем еще юные ребята уезжают из семьи. Родители могут не отпустить или сам студент этого не хочет. Для таких ситуаций онлайн — это уникальная возможность, потому что можно сохранить привычный образ жизни и получить высшее образование. С точки зрения развития городов и регионов России это тоже важный момент — человек, который уезжает в Москву, редко возвращается к себе в регион, и эти регионы страдают от нехватки специалистов. Онлайн-бакалавриат — это стратегически важная вещь. Любое онлайн-образование, особенно высшее — это возможность для специалиста оставаться в регионе, пройти там практику, быть полезным для своего города.

Работы студентов и кураторов Школы дизайна

Каков баланс в схеме «творчество — технические навыки» в профессии дизайнера интерьера? Что здесь важнее?

Баланс каждый определяет для себя сам. Здесь схема «товар-купец» работает очень хорошо. Я сторонник того, что овладеть нужно обоими этими инструментами, а дальше определить для себя, какой баланс ты будешь использовать. Конечно, техническими навыками очень сложно пренебрегать. Если творческие навыки — это достаточно дискуссионный вопрос, то технические навыки гораздо больше поддаются формализации, объективизации: можно линейку приложить и измерить — насколько один специалист хорош, а другой плох. Поэтому такие навыки мы проверяем и понимаем, а творческие — это уже «на подумать», это дело вкуса.

Конечно, если говорить о конкурсных работах, о наследии, которое любому автору хочется создавать, здесь творчество очень важно. Мы относимся к нашим студентам и выпускникам не только как к дизайнерам — мы хотим применять слово «автор». Здесь, кстати, стоит упомянуть наше замечательное портфолио, платформу, которая позволяет сразу делиться своими работами и в дальнейшем вести на ней свою творческую профессиональную карьеру. Это отличное место для демонстрации не только техничности, но и творчества.

Важно понимать, что большинство выбирает по картинке. Технические навыки это то, с чем 100% нужно разбираться, потому что в дальнейшем, когда вас выберут «по картинке», придется за нее ответить. За то, что она реализуема и ты можешь воплотить ее в жизнь. Кто делает эту картинку лучше всех, кто творчески более развит, тот и победит при первом выборе.

Какой он — ваш студент? Кого вы хотели бы видеть на вашем профиле?

Конечно же, мы хотим видеть светлые головы. Ребят, у которых горят глаза, которые готовы отдаваться профессии и жаждут знания. Мы не хотим видеть тех, кто приходит и говорит: «ну давайте, учите нас», а сами сядут и будут якобы «впитывать знания». Так это не работает. Здесь нужно идти навстречу друг другу. Мы хотим, чтобы кругозор развивался сбалансированно.

Есть мем про «пропущенный день ног», когда спортсмен выглядит нелепо из-за дисбаланса тела. Хочется, чтобы наши студенты увлекались сопутствующими, смежными дисциплинами в креативных индустриях, и структура их знаний была соразмерна и гармонична. Важно увлекаться другими аспектами дизайна, слушать разные курсы, изучить основы архитектуры и к концу обучения представлять, как устроена индустрия со всех сторон.

Мы хотим, чтобы студенты стремились не замыкать свой мир на своих проектах, а внимательно смотрели за тем, как устроен мир, как работают профессионалы, наблюдали за ними и понимали, в каком направлении движется индустрия. Для этого, кстати, важно посещать отраслевые выставки, следить за конкурсами.

Что или кто вас вдохновляет? На кого, по вашему мнению, стоит ориентироваться в современном мире дизайна?

Меня вдохновляет множество проектов. Недавно в Москве прошла Московская неделя дизайна и интерьера, где я был куратором деловой программы, привлёк более 150 спикеров, и могу сказать, что меня вдохновил каждый из них. Но, наверно, больше всего я впечатлился российским дизайнером Петром Сафиулиным, организовавшим недавно свой собственный бренд Yaratam Design.

Читайте также

«Когда поймете, что рисуете очень много — рисуйте еще больше». Интервью с Настей Вавиловой

Настя Вавилова, выпускница направления программы ДПО «Иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, сейчас работает в Лондонской студии Make-Ready. В интервью Настя рассказала про обучение в Школе дизайна, о том, как проехала из Москвы во Владивосток для дипломного проекта, как решилась получить магистерское образование в Англии и получила визу таланта Global Talent.

«Самое главное — это подготовить студентов к тому, что ждет их на рынке». Интервью с Глебом Глонти

Руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotäи преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ Глеб Глонти поделился своим опытом работы в индустрии, рассказал о своем восприятии профессий в сфере саунд-арта и саунд-дизайна, а также рассказал об авторских курсах, разработанных специально для Школы дизайна.

Направление обучения

Дизайн среды и интерьера

Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, городскую среду и ландшафты.

Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ дизайнеров среды учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.

Пойти учиться на дизайнера среды — значит получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.

Подробнее

Онлайн-бакалавриат — инновационная программа, которая позволяет объединить преимущества проектного подхода к дизайн-образованию и цифровых компетенций дистанционного формата для подготовки востребованных профессионалов, которые могут работать и в офисе, и удаленно в российских и международных компаниях, агентствах, проектах.

Онлайн-бакалавриат — совместный проект Школы дизайна НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ — Пермь. В рамках программы каждый абитуриент может выбрать один из профилей обучения: Коммуникационный дизайн, Анимация и иллюстрация, Гейм-дизайн, Дизайн и программирование, Дизайн и продвижение цифрового продукта, 3D-постпродакшн, а также новый профиля Дизайн среды и интерьера. Хотя все занятия проходят дистанционно, большинство пар имеют синхронный формат, то есть преподаватель работает со студентами в режиме реального времени и в постоянном диалоге, следя за прогрессом и комментируя каждый проект.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.