По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
НАБОР 2025
«Иллюстрация и комикс сегодня — это возможность делиться своими идеями на языке, доступном всему миру. Язык картинок не требует перевода! Наоборот, без визуальной составляющей сегодня не обойдётся ни один проект: от учебников и киносценариев до корпоративной айдентики и муралов в городской среде. Наши студенты работают со всеми актуальными темами и медиумами, которые востребованы в креативных индустриях, и способны не только фиксировать реальность, как учит академическая школа, но и менять её, предлагая новые способы визуальной коммуникации», — Юлия Блюхер, руководитель профиля.
Для того, чтобы быть иллюстратором или комиксистом, недостаточно просто уметь рисовать. Эти профессии требуют полноценного погружения в историю и практику как иллюстрации — в её самых разных проявлениях, так и комикса — от графических романов до манги.
Иллюстратор — человек с концептуальным мышлением, который готов выступить в качестве соавтора текста: от него зависит, как читатели воспримут содержание произведения. Студенты изучают режиссуру изображения и законы композиции, работают над различными типами проектов — комикс, календарь, журнал, детская и взрослая книга. В их компетенции входит не только создание обложек и циклов иллюстраций, но и подбор шрифтов, вёрстка макета, создание бук-трейлера.
Студенты бакалавриата «Иллюстрация и комикс» получают все необходимые навыки по созданию раскадровок и написанию традиционных сценариев для авторских сюжетов, а также научных, биографических и других нон-фикшн-направлений. Кроме того, они изучают принципы работы с леттерингом, чтобы иметь возможность создавать собственные шрифты. Особое внимание на курсе уделяется изучению графических техник, поискам авторского стиля и фокуса, а также освоению компьютерных дизайн-программ.
В рамках обучения наши кураторы и студенты не только сотрудничают с различными издательствами, фондами и музеями, но также принимают участие в международных научных конференциях, посвящённых искусству и дизайну, в качестве экспертов — и в практическом, и в академическом поле.
Коммуникационный дизайн. Иллюстрация и комикс. Брендинг. Медиа и дизайн. Цифровой продукт. Предметный и промышленный дизайн || 23 ноября, 12:00
Программа построена на исследованиях ведущих теоретиков комикса — Терри Гронштейна, Нила Кона, Скотта Маклауда, Мэтта Меддена и многих других. Она позволяет в рамках проектной деятельности освоить инструменты графического нарратива, начиная с самых базовых (взаимодействие текста и изображения, композиция в кадре, простейший линейный нарратив) и заканчивая самыми сложными (управление ритмом, работа с читательским взглядом, эксперименты с формой фрейма и т. д.).
За год студенты создают три проекта: серию стрипов в один кадр в первом модуле, серию стрипов на полосу — во втором модуле, детский комикс на 16 разворотов — во втором полугодии. С I курса студенты работают по брифам и принимают участие в конкурсах, поэтому уже по итогам этого года у них появляются опубликованные проекты.
На II курсе студенты выбирают одну из двух специализаций: иллюстрацию или комикс.
Иллюстрация
На II курсе студенты работают с большими иллюстративными сериями и решают разные задачи. В рамках работы над кураторским проектом они создадут календарь на 12 месяцев, иллюстративные серии для соцсетей и приступят к созданию проекта иллюстрированной электронной книги в жанре нон-фикшн. Таким образом, уже к концу второго года обучения студенты имеют в своём портфолио не менее трёх полноценных проектов, демонстрирующих владение самыми разнообразными техниками, что позволяет им приступить к выполнению реальных заказов.
Комикс
На II курсе в рамках кураторского проекта студенты изучают принципы работы комикса в SMM, знакомятся с возможностями и инструментами веб-комикса, а во втором полугодии приступают к созданию комикса в жанре нон-фикшн. Это позволяет освоить один из важнейших для художника, писателя и исследователя навыков — работу с референсами и поиск информации.
Иллюстрация
III курс посвящён специфическим областям применения иллюстрации, будь то муралы, выставочные проекты, предметная иллюстрация и её связь с предметным дизайном. Это расширяет представления студентов о возможностях иллюстрации, вводя понятие суперграфики и графики на форме. Студенты исполняют крупноформатные иллюстрации, встроенные в городскую среду, исследуют возможности иллюстрации в поле современного искусства и разрабатывают иллюстративные серии для предметного дизайна. Также в конце третьего года обучения все студенты Школы дизайна утверждают темы своих дипломных работ.
Комикс
На III курсе студенты работают в жанре репортажа в первом полугодии, во втором полугодии — реализуют коллективный выставочный проект, в котором комикс становится объектом современного искусства. Таким образом, к концу года у студентов формируется представление о том, в каких областях может быть применён комикс без привязки к книжному формату. В конце курса студенты также выбирают тему дипломного проекта.
Особенность III курса состоит в том, что в каждом модуле студент выбирает один курс из широкой линейки вариативов, чтобы попробовать себя в новом, непрофильном для себя направлении дизайна, моды или современного искусства. Вариативные дисциплины — это авторские курсы преподавателей Школы дизайна. Выбирая вариатив, студент получает возможность поработать под руководством известных дизайнеров-практиков, преподающих в Школе, и получить уникальные знания и дополнительные компетенции, которые не входят в стандартную программу профиля обучения. В Школе дизайна более 30 вариативов, часть из которых проходит онлайн с привлечение преподавателей из других кампусов Школы дизайна и приглашённых преподавателей.
Последний год посвящён созданию ВКР, которая состоит из двух проектов. У студентов специализации «Иллюстрация» первый — иллюстрированное нон-фикшн-издание объёмом от 32 полос. Второй — диплом на интересующую студентов тему в одном из форматов: книга, электронная книга, серия объектов или выставочная серия галерейного формата, проект оформления пространства и т. д. Это может быть как авторский, так и коммерческий проект высокого профессионального уровня, позволяющий полностью воплотить все замыслы выпускника — на которые ранее не хватало времени или навыков. Студенты не ограничены в темах диплома, но рекомендуется тематически объединять оба выпускных проекта — нон-фикшн-издание и диплом. По запросу студентов в течение дипломного года могут проводиться консультации по составлению личного портфолио и особенностям работы иллюстраторов.
Диплом специализации «Комикс» может принимать любую форму. Это может быть и книжное издание, и интернет-проект, и арт-объект и многое другое. Также в рамках диплома студенты выполняют визуальное исследование, привязанное к его теме, которое в итоге может быть издано в рамках университетской исследовательской программы. Студенты не ограничены в темах диплома, напротив — работа становится их способом рассказать о самом значимом и актуальном.
Подробная информация о дисциплинах, которые изучают студенты в каждом модуле, содержится в «Карте креативных компетенций».
Творческий конкурс включает:
подготовку и онлайн-загрузку творческого проекта
Творческий проект
Абитуриенты могут выбрать свободную тему для своего проекта — по собственному сюжету или по мотивам существующего произведения / цикла произведений в одном из устоявшихся жанров или форматов: художественная и нон-фикшн-литература, мифы, сказки, инструкции, реклама. Проекты выполняются в свободной технике.
В качестве проекта абитуриенты должны сделать серию из 6–15 работ, это может быть:
— серия монументальных иллюстраций для общественных пространств или транспорта, демонстрируемая на мокапах;
— веб-комикс или лендинг, содержащий интерактивную или gif-анимацию;
— серия книжных или журнальных иллюстраций;
— серия иллюстраций на свободную тему; комикс (от 6 страниц + обложка);
— серия отдельных комикс-стрипов (6–15 полос) со сквозной темой.
В том случае, если в комиксе есть герои, то рекомендуется также приложить разработку персонажей.
Работы могут быть выполнены в свободной технике.
В 2025 году все вступительные экзамены в Школу дизайна НИУ ВШЭ проходят в онлайн-формате.
При онлайн-подаче проекта абитуриенты загружают свои творческие проекты на специальной странице творческого конкурса на сайте Школы дизайна НИУ ВШЭ. Проект может быть выполнен в компьютерной технике или вручную. В последнем случае его необходимо перевести в электронный вид.
Проект состоит из серии слайдов (от 6 до 15) в формате jpeg. Обложка для проекта будет сгенерирована автоматически при загрузке проекта.
Абитуриент может добавить к проекту описание объёмом не более 700 символов.
При необходимости в слайд может быть вставлена ссылка на внешний ресурс, однако абитуриенту необходимо проверить, чтобы ссылка корректно открывалась в режиме инкогнито. В противном случае экзаменационная комиссия не сможет её открыть и не будет рассматривать проект.
Каждый проект независимо от формата подачи должен быть подготовлен специально для вступительных испытаний в Школу дизайна НИУ ВШЭ. Не разрешается предоставлять на просмотр проекты, выполненные для вступительных экзаменов в другие вузы, а также дипломные работы, выполненные для колледжей и других учреждений СПО.
О программе
Контакты
От 20% до 70%
Руководитель специализаций «Комикс» и «Иллюстрация» на направлении «Анимация, иллюстрация, компьютерная графика», художник, исследователь
Преподаватель иллюстрации, выразительной графики и колористики, куратор курса дополнительного образования «Иллюстрация», художник
Куратор направления «Анимация, иллюстрация, компьютерная графика», иллюстратор, художник, соорганизатор фестиваля иллюстрации «Ты нарисуешь лучше»
Преподаватель, куратор проектов по иллюстративным брифам, модератор витрины иллюстрации, художник-график, иллюстратор, дизайнер
Куратор профиля магистратуры «Иллюстрация и комикс», преподаватель дисциплины «Сценарий», иллюстратор и сценарист
Куратор направления «Анимация, иллюстрация, компьютерная графика», художница, иллюстратор, моушн-дизайнер
Преподавательница «Арт-практики» на специализациях «Комикс» и «Иллюстрация», художник-график
Преподаватель профиля «Иллюстрация и комикс», редактор, литературный обозреватель, книжный продюсер
Преподавательница профиля «Иллюстрация и комикс», искусствовед, менеджер проектов в сфере культуры
Куратор направления «Анимация, иллюстрация, компьютерная графика», художник-график, иллюстратор
Преподавательница авторского вариатива «Комикс как сувенир», художница, автор инклюзивных образовательных программ
Преподаватель курса «Манга» в Детской школе дизайна, автор комикса «Грозный редактор»
Преподаватель «Арт-практики» на направлении «Комикс», художник, аниматор, моушн-дизайнер
Преподаватель «Технологий дизайна» на направлении «Анимация, иллюстрация, компьютерная графика», дизайнер
Руководитель профиля «Современная иллюстрация», куратор курса ДПО «Иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, иллюстратор
Преподаватель Детской школы дизайна, куратор программы «Авторский комикс. Базовый курс»
Преподаватель курса «Авторский комикс», иллюстратор, комиксист, концепт-артер, художник визуальной новеллы Pink Noise.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Если вы хотите получить подробную информацию о поступлении в бакалавриат Школы дизайна НИУ ВШЭ, пожалуйста, заполните небольшую форму.
Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в список 100 лучших молодых университетов мира, Top-3 лучших российских вузов в категории Art & Design (QS) и состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.