«Самое главное — это подготовить студентов к тому, что ждет их в индустрии». Интервью с Глебом Глонти

Преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä Глеб Глонти поделился своим опытом работы в индустрии, рассказал о своем восприятии профессий в сфере саунд-арта и саунд-дизайна, а также о своей образовательной деятельности в стенах Школы дизайна.

Руководитель агентства культурных инициатив и лаборатории звуковых исследований Kotä, генеральный продюсер и куратор фестиваля современного искусства Experimental Music and Art (EMA) Expo, преподаватель дисциплин «Звуковая идентификация» и «Кураторские практики» профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Расскажи о своем пути в музыкальной индустрии. С чего началась твоя карьера в саунд-арте и чего ты достиг на сегодняшний день?

Я начал заниматься саунд-артом, когда это еще никто в России саунд-артом и не называл. Не было никаких комьюнити саунд-артистов. Эта была экспериментальная музыка, и она еще даже не звучала в музеях. Мы одни из первых начали делать перформансы на музейных площадках в формате перформативных концертов и диджей-сетов. Начиная с 2008-2009 годов, буквально у меня на глазах и при моём непосредственном участии саунд-арт начал набирать обороты.

С 2011 года мы с Мишей Мясоедовым делаем паблишинг экспериментальной музыки Kotä, который помимо документирования, архивирования и хранения качественных образчиков звуковой культуры, занимается созданием собственных артефактов в различных проектах, которые возникли на базе организации. Далее был запущен арт-департамент, который занимается планированием и продюсированием больших выставочных проектов в сфере современного искусства.

Мы сотрудничаем с различными институциями для создание арт-проектов и интеграции искусства в городской и районный контекст. Мы делали большие творческие проекты с ММОМА, Ruarts, ГЭС2 и другими, участвуем в проектах с различными компаниями. С 2007 я совмещаю деятельность в области культуры с работой в рекламной индустрии, занимая должности продюсера проектов и креативного продюсера.

За время работы в рекламе я сотрудничал со многими компаниями, среди которых S7, Nike, Vodafone, Adrenaline Rush. У меня более 300 различных наград европейских и российских фестивалей рекламы, включая Cannes Lions, D&AD, One Show, Red Dot, European Design Awards и др.

Сейчас на базе Kotä мы открыли департамент по созданию сложных звуковых решений для брендов и коммерческих компаний, это уже давно не только аудобрендинг, но и сложные архитектурные проекты, которым требуется звуковое проектирование среды.

Всю эту накопленную экспертизу, благодаря приглашению Евгения Вороновского, я передаю студентам направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» внутри дисциплин бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования, где я веду курсы и читаю лекции.

Kotä
Kotä

Поговорим о преподавании. Как ты к этому пришел? В чем заключается твой персональный подход к преподаванию?

Всегда полезно собрать мысли воедино, структурировать знания по дисциплинам, которыми ты занимаешься 20 лет: перевести активную практику в учебный материал. Что я и сделал.

Особенность Школы дизайна заключается в проектном обучении, а преподаватель должен быть действующим участником индустрии. Это и делает опыт студента релевантнее. Поэтому важен шэринг экспертизы. Студенты инициируют большое количество своих проектов, которые реализуют под менторством преподавателя. Параллельно на всё это ложатся теоретические занятия.

Говоря про мой подход в преподавании, надо говорить про набор софт-скиллов, которые я стремлюсь передать. Насмотренность социальными картинами и оптиками. Качественное междисциплинарное обучение, которое ложится на любую инженерию и помогает настраивать и управлять любыми процессами. Плюс подключается оптика из истории искусств, практики разбора и анализа произведений, которые можно применять в любых ситуациях. Это очень помогает жить. Этому и учу.

Если говорить конкретнее — куратор и саунд-продюсер — человек, который обладает большой палитрой многофункциональных качеств и оптик виденья.

Работы студентов

Какие профессии есть внутри саунд-индустрии? Кем смогут работать выпускники?

Как я уже говорил, профессии в нашей индустрии не так важны. Все движется назад — к renaissance man.

Но если остановиться на дисциплинах, которые я преподаю, то это «Звуковая идентификация» в бакалавриате или «Аудиобрендинг. Продвинутый курс» на ДПО, кураторские практики в магистратуре Sound art & sound studies и в бакалавриате «Саунд-арт и саунд-дизайн», где рассказываем про устройство индустрии современного искусства и учим делать свои проекты, а также Field Recordings в магистратуре, где мы касаемся практик слушанья и возможности работы с различными полевыми записями. В том числе из этого складывается качественное продвинутое образование с уникальным составом лекторов, признанных в индустрии.

Многие саунд-дизайнеры думают, что аудиобрендинг — это написание фирменных мелодий, джинглов, создание аудиологотипов, корпоративных гимнов и тому подобное, но это не так. Как и в процессе создания брендов, разработка аудиобренда — это построение звуковой системы: свода правил и коммуникационных приемов, закрепленных в таких документах как бренд-бук и коммуникационная стратегия, в соответствии с которыми дальше строится устойчивая аудиовизуальная коммуникация бренда в любой точке контакта. Только после определения бренд-констант и ключевых звуковых маркеров в работу вступает саунд-дизайнер для создания бренд-звуковых сиквенсов, коротких или длинных. Всему этому мы научим!

Музыкальный продюсер — основной человек в индустрии музыки и саунд-дизайна, тот, кто воплощает своё музыкальное виденье в звуке. Например, наш курс дополнительного образования «Музыкальный продюсер» позволит развить новые навыки в музыкальном производстве, даст понимание работы в совершенно разных стилях и техниках, научит создавать востребованный продукт. Студенты получают навыки создания музыкальных произведений, учатся работать со звуком для разных видов медиа и искусства. Это программа подойдет и для новичков, и для тех, кто уже работает в музыкальной индустрии и хочет повысить квалификацию.

2014, Papa Srapa release
2014, Papa Srapa release
2015, Александра Сенько, Kotä, Политехнический музей
2015, Александра Сенько, Kotä, Политехнический музей
2015, ::vtol::, Kotä, событие в Powerhouse PWRHS
2015, ::vtol::, Kotä, событие в Powerhouse PWRHS
EMA EXPO 2016, Электротеатр Станиславский, фото: Светлана Селезнёва
EMA EXPO 2016, Электротеатр Станиславский, фото: Светлана Селезнёва

Расскажи про структуру обучения: какие навыки студент получает и развивает, что будет уметь после окончания Школы дизайна?

Я считаю, что самое главное — это подготовить студентов к тому, что ждет их на рынке. Можно освоить программу, научиться делать треки. А вот понять, как работает индустрия, какие там правила игры — это достигается путем многолетних проб и ошибок, и не все это по итогу понимают. Сэкономить это время — в этом заключается моя задача.

Я говорю студентам: продакшн — это 30% от всего дела, если даже не 20%. Все думают, что это основное, а это просто банальный must, порог входа. Основное свое время вы будете тратить на продажу и питчинг своих проектов — этому и надо учиться. И поскольку везде есть профессиональные особенности, то музыкальному контексту, особенностям продакшн-процесса и работе в индустрии мы и учим.

Для меня музыкальный продюсер — это человек большого кругозора. Это не про владение музыкальными инструментами или музыкальную грамотность — это про подход к звуку как к продукту, понимание задачи и способа ее решения. Именно хорошие продюсеры востребованы в кино, рекламе, в YouTube, в играх.

Многие продюсеры думают, что, понимая все про звук и музыку, они могу ворваться в рекламный рынок. Это не совсем так. Для этого надо все же освоить маркетинговый инструментарий, чтобы говорить с бренд-менеджерами, маркетинговыми и креативными директорами на одном языке. Осваивать основы маркетинга и рекламных понятий мы и учим в рамках дисциплин «Звуковая идентификация» в бакалавриате и «Аудиобрендинг. Продвинутый курс» в рамках дополнительного образования. Мы также затрагиваем брендирование собственного творческого проекта, осознание своей творческой карьеры, инструментами для её выстраивания. Так что это широкое поле.

Есть еще в рамках II курса бакалавриата есть фантастический курс по музейной стороне дела, современному искусству и кураторскому миру «Звуковая айдентика», где мы с Олей Зубовой даем понимание индустрии искусства.

На самом деле, далее можно найти себя в куче смежных дисциплин — от кино и театра до «Нетфликса» и компаний силиконовой долины.

Куратор и саунд-продюсер — человек, который обладает большой палитрой многофункциональных качеств и оптик виденья.

Как ты видишь творческое развитие своих выпускников?

Все студенты очень высокого уровня. Мне интересно работать с ними. У них очень нетипичное и незашоренное мышление, которое вобрало в себя мощную теоретическую и практическую базу всех дисциплин профиля «Саунд-арта и саунд-дизайна».

У меня есть уже виденье, как в свою кураторскую деятельность вовлекать больше студенческих проектов. Я создал платформу EMA Expo, которая существует с 2016 года, и за это время в проекте приняли участие ведущие российские и зарубежные композиторы, художники, режиссеры, кураторы, деятели искусства, культурные институции: Дмитрий Курляндский, Максим Диденко, Дмитрий Волкострелов, ::vtol::, Сергей Касич, Александр Сенько, Булат Халилов, Влад Добровольский, Александр Сереченко, S-A-D, Ася Соршнева, Ансамбль Kymatic, Алексей Борисов, LOVOZERO, Андрей Гурьянов, Guy Mark Hinant (Sub Rosa, Belgium), Jeremy Bible (USA), Joshua Bonnetta, 0331с, Florence Augendre, Анна Журба, Ban Lei (China), Halik Azeez (Sri Lanka), Сibelle Сavalli Bastos (Brazil), Miranda Moss (South Africa), Byrke Lou (Germany), Aebersold & Handberg (Swiss), Lucas Gutierrez (Argentina), Сергей Костырко, !Mediengruppe Bitnik, Piter Kirn, Boris Magrini (Haus der Elektronischen Kunste, Basel) и многие другие.

И сейчас я думаю развернуть её в сторону проектов со студентами. Хочется создать вместе что-то масштабное.

Напоминаем, что в Школе дизайна НИУ ВШЭ прямо сейчас идёт приёмная кампания! Подавайте документы в бакалавриат или в магистратуру.

Читайте также

«Дизайнер интерьера должен любить людей». Интервью со Степаном Бугаевым

В новом интервью для DESIGN.HSE Степан Бугаев, руководитель направления «Дизайн интерьера», рассказал о перспективах для дизайнеров интерьера (спойлер: это очень перспективно), плюсах обучения в онлайне, создании масштабных проектов для звёзд и о том, почему дизайнер должен быть эмпатом.

«Я бы посоветовала слушать свое сердце». Интервью с Анной Герасимчук

16 января стартует обучение на годовом курсе «Коммуникационный дизайн. Базовый курс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Мы поговорили с выпускницей курса Анной Герасимчук о кардинальной смене профессии, организации международной выставки плакатов, участии в конкурсах и работе в новой отрасли.

Студенты направления изучают широкий набор практик работы со звуком: от прикладных навыков звукорежиссуры, композиции, музыкального продюсирования и создания пространственных мультимедийных инсталляций до тщательного концептуального исследования феномена с позиций эстетики, современной философии и теории искусства.

Как поступить

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает слушателям широкую линейку образовательных курсов. Вы можете ознакомиться с полным списком и выбрать одно из образовательных направлений и уровень обучения, чтобы найти курс, который подходит именно вам.

Подробнее

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.