Межкампусные направления в Школе дизайна

В новом учебном году кафедры Школы дизайна «Коммуникационный дизайн», «Дизайн среды», «История и теория искусства» в Москве и Санкт-Петербурге будут объединены. Что это значит? Рассказывают руководители объединенных направлений: Митя Харшак, Александр Джикия, Александра Першеева.

Александр Джикия

руководитель межкампусного направления «Дизайн среды» Москвы и Санкт-Петербурга, член-корреспондент Российской Академии Художеств

Митя Харшак

руководитель межкампусного направления «Коммуникационный дизайн» Москвы и Санкт-Петербурга, дизайнер, учредитель и главный редактор журнала «Проектор»

Александра Старусева-Першеева

руководитель межкампусного направления «История искусств» Москвы и Санкт-Петербурга, кандидат искусстоведения, исследователь.

В 2018 году в Санкт-Петербурге был открыт новый кампус Школы дизайна. Программа выстроена по тем же принципам, что и в Москве: обучение основано на проектном подходе и тесно связано с индустрией. Пока в рамках питерской программы открыт набор на профили «Коммуникационный дизайн» и «Дизайн среды», а в будущем их количество будет увеличиваться.

В 2020 году кафедры «Дизайн среды», «Коммуникационный дизайн» и «История и теория искусства» в Москве и Санкт-Петербурге будут объединены. В планах: проведение совмещенных поточных лекций и неформальных мероприятий, смешанные комиссии на просмотрах и накопление общей методологической базы, доступной для всех студентов.

«Дизайн среды»

Профиль «Дизайн среды» московского и питерского кампусов начали проводить совместные занятия для студентов I курса еще в апреле.

«Сразу после открытия направления в Питере встал вопрос о координации действий между московским и питерским отделениями», — комментирует руководитель направления Александр Джикия. Летом прошлого года он приезжал к коллегам в Санкт-Петербург для обмена опытом и с тех пор преподаватели поддерживают связь, обсуждают проекты студентов.

За время карантина, когда все обучение перешло в онлайн, кураторы направления «Дизайн среды» провели несколько общих занятий и неформальных мероприятий, в том числе встречи с выпускниками. На совместных онлайн-парах студенты успели реализовать небольшой групповой проект «Башня». Концепция основана на игре, по правилам которой изображение создается посредством случая: элементы коллажа, добавленные поочередно всеми участниками игры, собираются в один объект.

Студенты направления не только поддерживают инициативу кураторов, но и создают собственные активности: сейчас они работают над общим арт-объектом.

В будущем учебном году для студентов из Москвы и Санкт-Петербурга планируется проведение совместных поточных онлайн-лекций для I и II курсов и, возможно, общих сессионных просмотров. Говоря о процессе интеграции, Александр Джикия подчеркивает, что при введение таких изменений будет учитываться особенности обучения в каждой группе: «Это полезный и хороший инструмент, который, мы надеемся, будет полезен и студентам, и преподавателям. Интеграция будет проводиться так, чтобы учитывать специфику преподавания и проектов».

«Коммуникационный дизайн»

​​​​​​​Митя Харшак, который возглавит межкампусное направление «Коммуникационный дизайн», считает, что объединение кафедр позволит обеспечить равный доступ студентов к методическим материалам и наработкам преподавателей:

«Я буду стараться с помощью преподавателей собрать базу лекций, презентаций и теоретических материалов, которые можно будет включать в учебный процесс на протяжении всех лет обучения. Но это работа не на один месяц и даже, я полагаю, не на один год. Это постоянный процесс формирования и обновления базы теоретических знаний и визуальных референсов из мировой дизайнерской практики, которыми смогут пользоваться все студенты и преподаватели​​​​​​​ Школы дизайна. Лично я, например, буду рад включить в эту базу знаний публикации журнала „Проектор“, а это сотни публикаций по истории дизайна ХХ века и выдающимся современным дизайнерам».

Опираясь на опыт «Дизайна среды» , на «Коммуникационном дизайне» также будут проводиться общие занятия и мероприятия, формироваться смешанные комиссии для оценки проектов.

«Этот шаг очень важен для того, чтобы Школа могла расти и масштабироваться, поддерживая высокое качество образования», — объясняет Митя.

Также в линейке факультативов Школы дизайна появятся онлайн-курсы, которые будут общими для Москвы и Питера, что также поможет интеграции.

Фирменный стиль видеопроката романтических историй Panacea. Мария Баранова, Школа дизайна Санкт-Петербург
Фирменный стиль видеопроката романтических историй Panacea. Мария Баранова, Школа дизайна Санкт-Петербург
Фирменный стиль сервиса доставки продуктов и сети магазинов Mono. Александра Куриленко. Школа дизайна Санкт-Петербург
Фирменный стиль сервиса доставки продуктов и сети магазинов Mono. Александра Куриленко. Школа дизайна Санкт-Петербург
Фирменный стиль сервиса доставки продуктов и сети магазинов Mono. Александра Куриленко. Школа дизайна Санкт-Петербург
Фирменный стиль сервиса доставки продуктов и сети магазинов Mono. Александра Куриленко. Школа дизайна Санкт-Петербург
Ребрендинг музея сновидений Фрейда. Софья Сыровацкая. Школа дизайна, Санкт-Петербург
Ребрендинг музея сновидений Фрейда. Софья Сыровацкая. Школа дизайна, Санкт-Петербург
Ребрендинг музея сновидений Фрейда. Софья Сыровацкая. Школа дизайна, Санкт-Петербург
Ребрендинг музея сновидений Фрейда. Софья Сыровацкая. Школа дизайна, Санкт-Петербург
Направление «Коммуникационный дизайн»

«История и теория искусства»

«История и теория искусства» — обязательная дисциплина для студентов всех профилей Школы дизайна. Она включает лекционные курсы по истории искусства, архитектуры, дизайна, фотографии, кинематографа, театра и др. Искусствоведы Москвы и Питера становятся единой кафедрой, а студенты смогут прослушать лекции лучших преподавателей обоих кампусов. Студенты каждого профиля получают уникальную конфигурацию лекционных блоков, которые необходимы для глубокого погружения в свою специальность.

​​​​​​​Александра Першеева поясняет, что опыт онлайн-обучения, полученный во время карантина, можно использовать и дальше, улучшая качество образования и расширяя возможности для студентов.

«Мы с коллегами, отвечающими за теоретические дисциплины, принимаем самое активное участие в интеграции кампусов. Мы, можно сказать, передовой отряд, который уже бросается в бой. Не раскрывая пока всех карт, расскажу, что будет создана единая линейка курсов по истории искусства и дизайна, из которой студенты II и III курсов будут выбирать интересные им предметы, а мы будем читать их в Москве, Питере и каждом новом кампусе, пользуясь отработанными за период кризиса техниками онлайн-обучения», — Александра Першеева.

Читайте также

Студентки Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург победили в конкурсе «Фабрика дизайна 2.0»

Студентки III курса профиля «Коммуникационный дизайн» Нана Апрельская, София Волкова, Варвара Лебедева, Анна Костенко, Диана Ткачева и Юлия Тронягина вышли в топ победителей конкурса «Фабрика дизайна 2.0» по треку «Быт».

Мария Панина: «Я начала думать о том, чтобы стать дизайнером, ещё в детстве»

Школа дизайна НИУ ВШЭ готовит профессионалов не только в России, но и за рубежом — в Армении. Мы поговорили с преподавателем HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL в Ереване, графическим дизайнером и каллиграфом Марией Паниной о её переезде на Кавказ, проектах, преподавании и разнице между российским и армянским дизайном.

Направление обучения

Коммуникационный дизайн

Коммуникационный дизайн — визуальный язык современности, на котором с нами разговаривают айдентика брендов, упаковка, реклама, инфографика, сайты и приложения. Подход Школы дизайна НИУ ВШЭ ориентирован на практику: с первого дня обучения студенты погружаются в реалии индустрии.

В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры, онлайн-бакалавариата и программы дополнительного образования.

Как поступить

Направление обучения

Дизайн среды и интерьера

Дизайн среды формирует реальность вокруг современного человека. Это внешний вид пространств и предметов, которые нас окружают: дизайнеры среды проектируют интерьеры и мебель, городскую среду и ландшафты.

Эта сфера, как никакая другая, сочетает в себе концептуальность и утилитарность. В Школе дизайна НИУ ВШЭ дизайнеров среды учат и тому, и другому: студенты одновременно создают комфортную среду и выражают сложные мысли средствами графической коммуникации.

Пойти учиться на дизайнера среды — значит получить шанс стать профессионалом, чья роль в формировании среды обитания человека не менее важна, чем роль инженера или архитектора.

Как поступить

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.