По вопросам поступления:
Бакалавриат (доб. 709, 704, 715, 710)
Магистратура (доб. 703)
Онлайн-бакалавриат (доб. 709, 711)
Дополнительное образование (Москва — доб. 705, 706, 712, Санкт-Петербург — доб. 701)
Детская школа (доб. 707)
С понедельника по пятницу
с 10:00 до 18:00
По общим вопросам
НАБОР 2025
«Эта программа адресована всем, кто хочет научиться мыслить не только как зритель и наблюдатель за актуальным состоянием искусства, но и как куратор, артикулирующий, а иногда и стимулирующий творческий процесс», — академический руководитель программы Дарья Пыркина.
Экспериментальная инновационная программа для подготовки универсальных специалистов в области кураторства, менеджмента и продюсирования выставочных и других культурных проектов.
Система подготовки кадров в области культуры и искусства уже долгое время остаётся неизменной, хотя характер работы профессионалов в данной сфере довольно сильно трансформировался. В связи с этим возникает необходимость в специалистах нового типа, которые будут иметь не только теоретические знания, но и практические навыки, отвечающие современным требованиям и вызовам. Наша задача — подготовить таких специалистов.
Наши выпускники — это новое поколение сотрудников культурных институций, они умеют проектировать выставки, продюсировать междисциплинарные проекты и создавать пространство смыслов. А также, что не менее важно сегодня, — находить финансирование и эффективно сотрудничать с государственными и частными учреждениями.
Магистранты осваивают новейшие технологии музейного проектирования, знакомятся с актуальными художниками и анализируют самые интересные примеры из практики опытных кураторов и создателей успешных культурных проектов. Как и во всех программах Школы дизайна НИУ ВШЭ, особое внимание уделяется практикам проектирования — ключевым аспектам, где соединяются все знания, навыки, инсайты и умения, которые студенты получают в процессе обучения в магистратуре.
Образовательный процесс в значительной мере строится вокруг работы в командах. А результатом обучения на программе становится реализация выставочного проекта. Школа дизайна открывает перед студентами возможность работать над выставками в HSE ART GALLERY (одна из площадок которой находится на Винзаводе), а также в галереях и музеях, с которыми существуют партнёрские отношения.
Эта программа будет интересна выпускникам творческих и гуманитарных направлений бакалавриата, желающим развить свои навыки и расширить возможности профессионального роста, а также тем, кто не имеет профильного образования, но стремится получить как теоретические знания, так и практический опыт в области исследования и кураторства.
Магистратура Школы дизайна НИУ ВШЭ || 13 марта 2025, 19:00
О программе
Контакты
109028 Москва, ул. Малая Пионерская, д. 12
+7 (495) 621 87 11
design@hse.ru
В течение первых двух модулей I курса студенты в рамках «Арт-практики» проходят курсы, посвящённые истории и современности музейных институций. Учащиеся анализируют современную институциональную систему и процесс её формирования и получают представление об уязвимых местах структур, в которых искусство существует сегодня. Параллельно на курсе по Memory Studies (теории памяти) поднимается вопрос исторической памяти и её преломления в современном искусстве и институциональных практиках. Студенты формируют своё представление о том, как работать с наследием сегодня, какие инструменты использовать для его анализа и как сделать память живой и актуальной.
Третий и четвёртый модули посвящены феномену кураторских выставок и основам урбанистики и социологии города. Кураторские выставки изучаются с момента их появления в 1960-х гг. до сегодняшнего дня: в центре внимания цикла лекций — эволюция данного явления и анализ основных принципов формирования концепций и подходов к кураторскому отбору. Одновременно на курсе методологий анализа произведений искусства студенты изучают базовые принципы аналитической работы с художественным образом, знакомятся со специальной терминологией и исследовательскими приёмами, а также пишут эссе.
На занятиях по технологиям учащиеся осваивают базовые принципы вёрстки лонгридов и 3D-моделирование с нуля. Это позволяет студентам с самого начала работы над проектом погрузится в создание объёмно-пространственных композиций и эскизов достаточно сложных и разнообразных форм, а по завершении — опубликовать свой проект в цифровом портфолио. Курс драматургии и сторителлинга в визуальных искусствах развивает навыки «рассказывания историй» в виде визуальных образов, определенным способом располагаемых в пространстве.
За год студенты готовят и защищают несколько проектов. Первый — выставка-интервенция современного искусства в традиционно организованное музейное пространство. Например, современное искусство в средневековом пространстве — музее Клюни, готическом соборе, монастыре и т.д. Второй — исследовательский медиапроект на основе архива, посвящённый знаковой исторической фигуре. На его примере студенты обучаются принципам работы с архивом, выбирают тему для развернутого исследования и реализуют его в форме мультимедийного проекта (цифрового альбома, сайта, серии подкастов, онлайн-игры, квеста, интерактивного путеводителя и т.д.). Итогом за первый год обучения станет выставочный проект «Гений места» — сайт-специфичная выставка для Москвы или любого другого места в РФ. Принципиально важным для проекта является уровень концептуализации в выборе художественных работ для выставки, обоснованность её формата, качество погружения в локальные нарративы и встреча с «гением места».
К концу года студенты подают заявку на дипломный проект в виде презентации, где формулируют не более пяти тем, которые могут реализовать в качестве своей выпускной квалификационной работы.
В первом модуле II курса студенты приступают к изучению маркетинга и фандрайзинга в сфере искусства. На примере собственных готовящихся к реализации проектов студенты узнают о принципах работы с музейной аудиторией, прессой, блогерами и получают в распоряжение эффективные инструменты продвижения своих инициатив. Освоив основные принципы поиска финансирования в некоммерческом секторе, они составляют план фандрайзинговой кампании для собственных дипломных проектов.
Во втором модуле происходит знакомство учащихся с историей и теорией медиа в рамках курса «Медиаархеология и актуальное искусство новых медиа». Параллельно разрабатываются проблемы работы с диссонантным наследием: студенты учатся грамотно, осознанно и тактично работать с тяжёлыми, «неудобными» темами, не замалчивая и в то же время не оскорбляя зрителя.
На занятиях по технологиям происходит знакомство с музейным законодательством — основными актами, касающимися работы музеев и центров искусства — как в области авторского права и работы с изображением, так и в сфере охраны культурного наследия. Также студенты узнают об основных принципах музейного менеджмента: в курсах рассматриваются структура музея, специфика работы основных подразделений, взаимосвязи между ними.
Далее следует один из важнейших курсов, посвящённый основам обращения с музейным объектом: он содержит обзор основных общепринятых норм, касающихся учёта, хранения, перевозки, экспонирования, реставрации и различных способов инструментальных исследований. Параллельно читается курс по продюсированию выставок, где студенты учатся принципам логистики, а также транспортировки и страховки музейных объектов.
В течение всего года идёт работа над ВКР, которая состоит из двух этапов. На первом этапе происходит разработка концепции и структуры визуального исследования, тематически и предметно связанного с итоговым проектом, и его защита. Визуальное исследование должно представлять собой подборку релевантных кейсов (художественных произведений, кураторских/музейных проектов и т.д.), демонстрирующую степень погруженности студента в проблематику, выбранную в качестве центральной для диплома. На втором этапе студенты переходят непосредственно к подготовке и реализации дипломного проекта — исследовательской выставки/серии перформансов/спектакля/фильма/медиапроекта. Основное условие — проект должен включать произведения современных художников и быть так или иначе основан на историко-культурном наследии прошедших эпох.
Курс посвящён изучению истории искусства в контексте историко-философской мысли — более широком по сравнению с тем, как это бывает в классических искусствоведческих курсах.
Он читается в смешанном формате: традиционные академические лекции плюс семинарские занятия в виде ридинг-групп, на которых обсуждаются и анализируются самые знаковые произведения философии, литературы и публицистики той или иной эпохи.
По итогам курса у студентов формируется целостное впечатление о том, как развивались представления об устройстве мира и месте в нём художественного творчества.
Курс разделен на пять частей:
Древний мир и Средневековье
Новое время
XIX век
Первая половина ХХ века
Вторая половина ХХ — начало XXI веков.
Подробная информация о дисциплинах, которые изучают студенты в каждом модуле, содержится в «Карте креативных компетенций».
Конкурсный отбор на магистерскую программу происходит на основе анализа портфолио и собеседования. В 2025 году подача документов проходит в дистанционном режиме через личный кабинет на сайте НИУ ВШЭ. Вступительные испытания проходят онлайн.
Портфолио включает в себя:
— описание реализованных авторских проектов абитуриента на различные темы в сфере искусства или дизайна, а также проектов, касающихся тех же областей, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые он решал за последние 3 года);
— мотивационное письмо, в котором описаны предыдущий профессиональный опыт абитуриента, обоснование выбора магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве», профессиональные и академические планы по завершении магистратуры, а также другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений при поступлении на программу.
Портфолио загружается на специальную страницу Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Цель собеседования — дополнительная оценка уровня заинтересованности абитуриента в обучении современному искусству и проверка степени его готовности к обучению на программе, в том числе объёма и системности знаний о ключевых явлениях, мастерах, произведениях, стилях и тенденциях в истории искусства.
Академическая руководительница программы «Дизайн», руководительница направления «Современное искусство», художница, куратор
Академический руководитель программы «Практики кураторства в современном искусстве», куратор, исследователь
Академический руководитель программы «Современное искусство», зав. кафедрой «История искусств», исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник
Куратор направления «Современное искусство», руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB, коллекционер, книжный издатель
Преподаватель направления «Современное искусство» и профиля «Фотография», фотограф, художник
Преподаватель профиля «Дизайн и современное искусство», дизайнер, иллюстратор, художник и куратор проектов в области современного искусства, лауреат премии «Инновация»
Преподаватель направления «Современное искусство», художник, куратор, арт-критик, лауреат премии Кандинского
Руководитель профиля «Современное искусство», художник, дизайнер, участник арт-групп «Запасной выход» и ESCAPE
Академический руководитель аспирантуры, руководитель профиля «Кураторство и критика в моде», кандидат филологических наук, доцент, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»
Преподаватель курса «Право музыкальной индустрии», заместитель директора Международного научно-образовательного центра «Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам»
Руководитель профиля «Ивент. Театр. Перформанс», дизайнер, автор и продюсер культурных проектов, член Союза Дизайнеров России
Преподаватель дисциплин «Звуковая идентификация» и «Кураторские практики» на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн», генеральный продюсер фестиваля Experimental Music and Art (EMA) Expo
Преподавательница направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», художница, исследовательница саунд-арта, куратор, искусствовед
Преподаватель направлений «Предметный и промышленный дизайн» и «Современное искусство», дизайнер, художник, основатель дизайн-студии OPEN!Design&Concepts
Старший преподаватель профиля магистратуры «Фотография», историк фотографии, художественный и фотокритик
Куратор профиля магистратуры «Современная живопись» в Школе дизайна. Художник, куратор, теоретик современной живописи
Преподаватель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», электронный продюсер, композитор, звукоинженер, куратор лейбла ANWO Records
Преподаватель направления «Современное искусство», художник, литератор, режиссёр, продюсер, член группы «Синие носы»
Менеджер направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», преподаватель дисциплин «Саунд-арт-менеджмент» и «Видеоблогинг в музыкальной индустрии», координатор саунд-лаборатории
Преподаватель и технический координатор профиля «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант, саунд-дизайнер, звукорежиссёр
Преподаватель профиля «Ивент. Театр. Перформанс», дизайнер, арт-директор Dazzling Creative Studio
Преподаватель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант, саунд-дизайнер, звукорежиссёр
Преподаватель курсов «Композиция» и «Композиторские методы работы в подготовке и реализации художественного проекта», композитор, исследователь, междисциплинарный художник
Преподаватель на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкальный критик, радиоведущий, писатель
Преподаватель дисциплин «Музыкальное продюсирование», «Модульный синтез в саунд-дизайне», «Креативное проектирование» и Sound Art & Sound Studies
Преподаватель арт-практики на профиле «Саунд-арт и саунд-дизайн», композитор, куратор, импровизатор
Преподаватель драматургии и сторителлинга на профиле «Экранные искусства», ведущая вариатива «Школа детектива»
Преподаватель профиля «Ивент. Театр. Перформанс», художник, перформер, куратор выставочных образовательных проектов
Преподаватель профиля бакалавриата «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант-мультиинструменталист, дирижёр, композитор
Преподаватель дисциплин «Теория музыки», «Композиция и аранжировка», «Авторское право в цифровом стриминге» на програме ДПО «Музыкальное продюсирование», аспирантка Школы по искусству и дизайну.
Тема диссертации: «Трансформация деятельности композитора в эпоху цифровизации креативных индустрий (на примере творчества московских композиторов первой четверти XXI века)»
Научный руководитель: Новикова Анна Алексеевна
Преподаватель дисциплины «Графические партитуры» на профиле «Саунд-арт и саунд-дизайн», художник, куратор, независимый музыкант
Преподаватель курса «Саунд-дизайн в играх», звукорежиссёр, дизайнер звука, композитор
Преподаватель арт-практики направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», кандидат искусствоведения, композитор, саунд-артист
Преподаватель профиля «Ивент. Театр. Перформанс», продюсер событий, организатор мероприятий, основатель ивент-агентства «Мандариновая лиса»
Преподаватель профиля бакалавриата «Ивент. Театр. Перформанс», художник, сценограф, главный дизайнер Электротеатра Станиславский
Куратор профилей «Экранные искусства» и «Видеоарт», видеохудожник, преподаватель видеоарта
Преподаватель направления «Современное искусство», визуальная художница, перформер
Преподаватель профиля магистратуры «Перформанс», специалист в области ивент-маркетинга и шоу-дизайна, креативный директор Dazzling Creative Studio
Креативный продюсер профиля «Ивент. Театр. Перформанс», художник театра и кино, главный художник Электротеатра Станиславский
Преподаватель технологий на профиле «Экранные искусства», кинооператор, оператор-постановщик
Преподаватель записи звука, сведения и мастеринга на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант, композитор, звукорежиссёр, саунд-артист
Арт-менеджер профиля «Ивент. Театр. Перформанс», куратор направления ДПО «Театральный перформанс», художница театра и кино
Координатор креативного проектирования, графический дизайнер, выпускница Школы дизайна
Преподаватель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», музыкант, композитор, звукорежиссёр, саунд-артист
Руководитель практики направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», актёр, режиссёр, музыкант, театральный деятель
Преподаватель курса по Max/MSP на направлении «Саунд-арт и саунд-дизайн», саунд-дизайнер, композитор, создатель компании по разработке плагинов abl0cks
Преподаватель направления "Современное искусство", руководитель мастерской текстиля в Школе дизайна НИУ ВШЭ, художник
Преподаватель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн», композитор, математик, программист
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Если вы хотите получить подробную информацию о поступлении в магистратуру Школы дизайна НИУ ВШЭ, пожалуйста, заполните небольшую форму.
Школа дизайна — подразделение одного из ведущих российских университетов — Высшей школы экономики, которая входит в список 100 лучших молодых университетов мира, Top-3 лучших российских вузов в категории Art & Design (QS) и состоит в большинстве авторитетных международных образовательных рейтингов (QS, THE, ARWU, U.S. News Best Global Universities Subject). Вышка — это не только гигантская научная лаборатория, но и представительная экспертная площадка: сотрудники ВШЭ принимают активное участие в ключевых экспертных дискуссиях, входят в состав многих коллегиальных и совещательных органов при президенте и правительстве России, являются лидерами мнений по важнейшим вопросам в сфере образования, социальной политики, здравоохранения, демографии, рынка труда, транспорта, государственного управления, технологического развития.
Спасибо, вы успешно подписаны!
Извините, что-то пошло не так. Попробуйте позже.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.